Комментарии Женевской Библии на книгу Ездры 3 глава

3:1 – 6,22 Народ восстанавливает жертвенник и возобновляет жертвоприношения (3,1-6), а затем приступает к восстановлению самого храма (3,7 – 6,22). Вдохновленные пророками Аггеем и Захарией (5,1.2) и заручившись Божиим благословением (5,5), иудеи преуспевают в своем предприятии, несмотря на препятствия, чинимые соседними народами (4,1-24) и областеначальником Фафнаем (5,3 – 6,12).

3:1-6 Следуя закону Моисея, народ восстанавливает в Иерусалиме жертвенник всесожжения, отмечает праздник Кущей и возобновляет регулярные жертвоприношения, несмотря на то, что "храму Господню еще не было положено основание" (3,6).

3:1 седьмой месяц. Т.е. Тисри (сентябрь-октябрь). На этот месяц приходился главный ветхозаветный праздник – праздник Кущей. Этот праздник (3,4) был стимулом для восстановления жертвенника.

3:2 всесожжения. Жертве всесожжения уделяется особенное внимание в связи с тем, что это главное и первое жертвоприношение из предписанных законом (Лев., гл. 1). Через всесожжение греховный народ мог сохранять связь с праведным Богом (Исх. 29,42).

как написано. Письменное слово – это могучее средство, используемое Богом для исполнения Его искупительного замысла. Вавилонское пленение явилось следствием того, что народ Божий, живя не так, как предписывает Закон, тем самым нарушил заключенный с Богом завет. Вернувшиеся на родину пленники старались хранить верность завету (ср. 3,4). То обстоятельство, что в конце концов они снова нарушили его (ср. Рим., гл. 2), дает богословское обоснование абсолютной необходимости пришествия Христа, Чья совершенная верность закону – залог оправдания избранных (Рим. 5,15-19).

3:3 были в страхе. У вернувшихся хватило решимости на то, чтобы воздвигнуть жертвенник и заложить основание храма. Но мужество их вскоре подверглось испытанию (4,4.5), а строительные работы были прерваны (4,24).

3:4-6 С восстановлением жертвенника был не только отмечен праздник Кущей, но и положено начало всем необходимым жертвоприношениям, поскольку жертвоприношения играли основополагающую роль в сохранении завета с Богом (Евр. 9,22).

3:6 Нужда в совершении жертвоприношений была столь насущной, что нельзя было ждать восстановления храма. Христос также принес Себя в жертву прежде, чем будет воздвигнут истинный Храм.

3:7 Приоритет жертвоприношений перед строительством храма очевиден: как только были совершены первые необходимые жертвоприношения, сразу же началась непосредственная подготовка к строительству.

3:8 Во второй год. 536 г. до Р.Х.

во второй месяц. В месяц Тиар (апрель-май) – т.е. в тот же месяц, в котором в свое время начал строительство храма Соломон (2 Пар. 3,2).

для надзора за работами дома Господня. Ср. 1 Пар. 23,4.

3:10 Когда строители положили основание. Здесь не идет речь о закладке фундамента как некоей инженерной конструкции. Если народ был в высшей степени вдохновлен выдачей Киром храмовых сосудов (см. ком. к 1,9-11), то как должна была окрепнуть его вера в Бога, обещавшего Израилю возрождение после рассеяния (Втор. 30,1-5), при виде уже заложенного основания храма? Они знали, и знание их не было омрачено и тенью сомнения, что Он "благ", что "вовек милость Его к Израилю". Ср. 2 Пар. 5,13.

3:12 многие... которые видели прежний храм. Слезы в глазах стариков не были слезами радости – они плакали от горечи, разочарования, видя огромную разницу между былым великолепием храма Соломона и нынешним скромным началом (ср. Зах. 4,10).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →