10:1 Ездра... плача... и народ много плакал. Начальствующие были первыми, кто пошел по пути греха (9:2). Теперь же Ездра первым идет по пути покаяния, воздействуя на народ не увещеваниями, а собственным примером.

10:2 Признание Ездры (9:13−14) побудило народ к такому же исповеданию, произнесенному за всех одним из начальствующих — Шеханией.

есть еще надежда. В то время как Ездра, по всей видимости, утратил всякую надежду (см. ком. к 9:15), Шехания пытается поддержать его.

10:3 заключим теперь завет. Речь идет не о заключении какого-то нового завета, а о возобновлении завета Моисеева не нарушать запрет на смешанные браки (Втор 7:3; ср. Иер 34:8−22).

отпустим от себя. В значении «развестись» данное выражение нигде больше не употребляется. Выражение, соответствующее здесь «иноплеменным женам», в книге Притч Соломона означает блудниц. Таким образом, автор не считал союзы с иноплеменницами законными браками, а отказ от них — разводом.

по закону. В законе не содержится никаких конкретных предписаний на такой случай. Слова эти, по всей видимости, следует понимать в том смысле, что жен отсылали вместе с детьми, снабдив некоторым имуществом (Быт 21:14) и не лишая прав свободного человека (Втор 21:10−14).

10:5 встал Ездра. На Ездру подействовало воодушевление Шехании, и он внял его совету.

велел... дать клятву. Завет требует от Израиля соблюдения определенных условий, о чем свидетельствует произнесение клятвы им, а не Господом (см. ком. к 9:9; Иер 34:8−22).

10:6 жилище. Оно находилось в храме.

не ел и воды не пил. Такой строгий пост был редким явлением (Втор 9:18). В данном случае он свидетельствует о том, что Ездра не считал принесенную народом клятву гарантией избавления его от последствий нарушения завета.

10:8 чрез три дня. Три дня — срок достаточный для того, чтобы все желающие прибыли в Иерусалим, ибо территория Иудеи в то время была невелика.

будет положено заклятие... будет отлучен. Не исполнившим повеление прийти в Иерусалим грозила конфискация имущества и изгнание (ср. 7:26).

10:9 все жители. Весь народ подчинился повелению прибыть в Иерусалим.

Иудеи и земли Вениаминовой. См. ком. к 1:5.

в девятом месяце, в двадцатый день. Действие происходит в декабре, самом дождливом и холодном месяце (ст. 13).

дрожа ... по этому делу. Скорбные переживания Ездры распространились на весь народ (см. ком. к 10:1).

от дождей. Употребление множественного числа указывает, по всей вероятности, на то, что это был не просто дождь, а ливень. Дождь считался знаком Божественного благословения (Втор 11:13−15; Втор 28:12), но необычная сила природного явления свидетельствует о проявлении Божиего гнева (Иез 13:10−13).

10:11 покайтесь. Букв.: «воздайте хвалу». Исповедуясь в грехе и уповая на милость Божию, мы воздаем Ему хвалу (ср. Пс 102).

исполните волю Его. За исповеданием в грехе непременно должно последовать раскаяние, подтвержденное делом (ком. к ст. 6).

отлучите себя. См. ком. к 9:11−12.

10:12 отвечало все собрание. Весь народ не только собрался в Иерусалиме по зову Ездры и раскаялся в совершенном грехе (ст. 9), но и осознал свою вину в той же мере, в какой она была осознана Ездрой.

10:13 Однако же. Народ не пытается найти предлог для уклонения от истинного раскаяния, а выражает озабоченность тем, чтобы оно было проявлено должным

10:14 пылающий гнев. Возможно, проявлением гнева Божиего народ счел проливной дождь (см. ком. к ст. 9).

10:15 стали над этим делом. Вероятно, эти люди постарались предотвратить промедление отсылки иноплеменных жен, но возможно также, что они пожелали воспротивиться этому.

10:16 сделали так вышедшие из плена. Сожаление о грехе и исповедание в нем привели народ к истинному раскаянию.

10:18−44 Приводимый здесь перечень виновных в браках с иноплеменниками говорит о том, что ходящему по произволу сердца своего невозможно укрыться от гнева Божиего среди живущих по закону (Втор 29:19−21). Но в то же время тот, кто во искупление своего греха принесет назначенную Богом жертву, будет непременно прощен.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу Ездры, 10 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.