Комментарии Женевской Библии на Псалтирь 110 глава

Пс. 110 В заглавии псалма стоит слово "аллилуйя", т.е. "хвалите Господа", что позволяет отнести его к разряду хвалебных гимнов. Господь превозносится за великие благодеяния, оказанные Им Израилю. Среди прочих – помощь Господа Своему народу во время исхода из Египта, странствования в пустыне и завоевания земли обетованной. Данный псалом имеет также черты, роднящие его с литературой мудрости. Во-первых, он написан в форме акростиха – все полустишия в нем начинаются с букв, следующих одна за другой в том порядке, в каком они расположены в древнееврейском алфавите. Такая форма вообще свойственна жанрам учительной литературы. Во-вторых, завершающий стих псалма вызывает ассоциации с книгой Притчей Соломоновых.

110:1 в совете праведных. Т.е. среди молящихся, собравшихся в святилище воздать хвалу Господу.

110:2 Велики дела Господни. Псалмопевец имеет в виду великие спасительные деяния Господа, которых много знает история Израиля, среди них – избавление евреев из египетского рабства.

110:3 правда Его. Деяния Господа абсолютно праведны и истинны, а потому – неизменны.

110:4 Памятными соделал Он чудеса Свои. Памятование о чудесах Господа предполагает не только воспоминания о них, но также преданность и послушание Ему (см. Пс. 43,2).

милостив и щедр Господь. Многогрешный Израиль недостоин быть спасенным Господом. Однако Господь его спасает, и псалмопевец сознает, что делает Он это лишь по великой любви к Своему народу (см. Исх. 34,6).

110:5 Пищу дает боящимся Его. Ввиду того, что в следующем стихе содержится упоминание о завоевании евреями Ханаана, данные слова, по всей видимости, относятся к странствованию в пустыне, во время которого Бог чудесным образом посылал Израилю пропитание (см., напр., Чис., гл. 11).

вечно помнит. Господь неизменно верен Себе. Избранный народ всегда может положиться на Него.

завет Свой. См. Введение: Характерные особенности и темы. Спасая Свой народ, Господь действует в согласии с отношениями завета, заключенного Им с Израилем.

110:6 чтобы дать ему наследие язычников. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Палестины, которую до их прихода населяли несколько языческих народов (Втор. 7,1-6).

110:7 все заповеди Его. Величие Господа отражается и в данных Им законах (см. Пс. 18,8-12).

110:9 Свято и страшно имя Его! Благодаря спасительным деяниям Господа и установленным Им отношениям завета с избранным народом, Его имя безмерно возвышается над всеми прочими и внушает верующим почтительный трепет. См. Исх. 20,7.

110:10 Начало мудрости. Правильные отношения с Богом являются единственным возможным основанием всякого истинного знания и мудрости.

страх Господень. Это известное словосочетание выражает сущность правильного отношения к Богу. Благочестивый испытывает благоговейный трепет перед Богом, по достоинству требующим безмерной преданности Себе. Нечестивый же боится Бога, зная, что будет неизбежно наказан за беззакония (см. ком. к Пс. 35,2).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →