Комментарии Женевской Библии на Псалтирь 67 глава

Пс. 67 Этот псалом является, пожалуй, самым загадочным во всей Псалтири. Композиционные связи между стихами в нем столь размыты, что некоторые исследователи даже считают его не самостоятельным текстом, а набором стихов, с которых начинались псалмы, в конце концов не вошедшие в состав Псалтири. Действительно, какого-либо сюжета в Пс. 67 проследить не удается, однако объединяющим началом служит центральная тема – явление Господа как Воителя. Живописуемая в псалме победа Господа над Его врагами указывает на победу Иисуса Христа (Еф. 4,7-13).

67:2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его. Псалом открывается практически дословной цитатой Чис. 10,35. Этими словами Моисей начинал каждый день странствия народа израильского по пустыне. По их произнесении специально приставленные люди поднимали ковчег, символизировавший присутствие Господа среди Своего народа, в том числе и как Воителя, одолевающего врагов Израиля, и несли его перед народом.

67:3 Как рассеивается дым... как тает воск от огня. Говоря о легкости, с какой Бог повергает своих врагов, псалмопевец уподобляет их дыму и воску.

67:4 праведники... да возрадуются пред Богом. Ниспровержение Богом нечестивых станет причиной радости праведников, притесняемых ими.

67:5 Шествующего на небесах. Поэтический образ, не предполагающий буквального понимания.

67:6 Отец сирот и судья вдов. В израильском обществе с его семейно-родовым укладом сироты и вдовы оказывались в очень тяжелом положении. Поэтому закон Божий предписывал всячески заботиться о них (см. Исх. 22,22; Втор. 10,18 и Книгу Руфь). Опекая вдов и сирот, Бог показывал, сколь важна забота о слабых и беззащитных.

67:7 Бог одиноких вводит в дом. В семейно-родовом укладе израильского общества одинокие, лишенные семьи люди находились практически на положении нищих изгоев. Господь, благословляя избранный народ, не лишает благословения и одиноких.

освобождает узников. Особую заботу Господь проявляет и в отношении преследуемых обществом.

67:8 когда Ты шествовал пустынею. Имеется в виду сорокалетнее странствование народа Божиего в пустыне, на протяжении которого Господь шел впереди в огненном и облачном столпе.

67:9 земля тряслась. См. Исх. 19,18.

67:10 Обильный дождь проливал Ты. Обильные дожди – подлинное благословение для такой засушливой страны, как Израиль. Долгие засухи были для избранного народа настоящей катастрофой (3 Цар., гл. 17-19).

67:11 готовил необходимое для бедного. Бог по-отечески заботился об израильтянах во время их долгого пути из Египта в землю Ханаанскую. В законе Своем Он заповедал заботу о бедных всем последующим поколениям избранного народа (Лев. 25,25-28).

67:17 что вы завистливо смотрите... на гору, на которой Бог благоволит обитать. Внешним своим видом Васанская гора (ст. 16) производит гораздо более величественное впечатление, нежели гора Сион. Но ее величие – ничто перед величием горы, избранной Богом Своим земным обиталищем, ибо величие Сиона – духовное, а не зримое.

67:18 Колесниц Божиих тьмы. Речь идет о непобедимом небесном воинстве, возглавляемом Самим Господом (ср. 4 Цар. 6,8-23).

67:19 пленил плен. Т.е. избавил от плена.

принял дары для человеков. В Еф. 4,8 сказано: "дал дары человекам". Здесь нет никакого противоречия, ибо возглавляющий триумфальную процессию победитель одновременно принимает дары от одних, и раздает их другим.

67:20 Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Ср. 1 Кор. 10,13.

67:21 Бог для нас – Бог во спасение. Бог спасает верных Ему от болезней и гибели в битве. С пришествием Иисуса Христа уверовавшие в Него узнали, что даром жизни вечной Он спасает человечество от власти смерти.

67:23 от Васана возвращу. Здесь, по всей видимости, имеется в виду одержанная Израилем еще до завоевания земли обетованной победа над Огом, царем Васанским (Втор., гл. 3).

выведу из глубины морской. Бог вывел Свой народ "из глубины" Чермного моря (Исх., гл. 14).

67:29 Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас. Нуждаясь в помощи Господа, псалмопевец вспоминает о совершенных Им прежде благодеяниях.

67:30 Ради храма Твоего в Иерусалиме. См. ком. к Пс. 2,6. Цари принесут дары Соломону, сыну Давида, для строительства храма.

67:31 Укроти. Употребленное в отношении враждебного Израилю народа соответствующее древнееврейское слово приобретало значение не просто "усмирить", "подчинить себе", а "уничтожить".

зверя в тростнике. Псалмопевец может иметь в виду крокодила или гиппопотама. И то и другое животное были символами Египта.

67:32 Ефиопия. Эфиопы являлись традиционными союзниками Египта (Наум 3,9).

67:34 шествующего на небесах небес от века. Псалмопевец снова (ст. 5) представляет Господа Воителем.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →