Комментарии Женевской Библии на Псалтирь 77 глава

Пс. 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной.

77:2 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием.

77:3 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.

77:4 славу Господа. В NIV букв.: "славные дела Господа".

77:5 постановил устав... и положил закон. Бог связал Себя со Своим народом узами милосердной любви. И этой же любовью были продиктованы законы, которые Бог дал израильтянам и по которым они должны были жить и славить Бога. Эти законы изложены в общем виде в Десяти Заповедях (Исх., гл. 20; Втор., гл. 5), а непосредственно применительно к Израилю – в Исх., гл. 21-23, а также в кн. Левит, Числа и Второзаконие.

77:6 чтобы... возвещали своим детям. См. ком. к ст. 3.

77:7 хранить заповеди Его. Автор псалма напоминает, что данный исторический экскурс продиктован не праздным интересом к древности, но стремлением укрепить веру богоизбранного народа и призвать его к безусловному послушанию Господу.

77:8 неверному... духом своим. Израиль не раз восставал против Господа. Наиболее вероятное время создания псалма – период царствования Давида. К этому времени история взаимоотношений Бога и Израиля насчитывала несколько поколений; часто эти тесные взаимоотношения омрачались "упорством и мятежностью" израильтян. Далее псалмопевец называет несколько таких печальных моментов истории своего народа.

77:9 Сыны Ефремовы... обратились назад. Этот стих следует сопоставить со ст. 67,68, в которых рассказывается, как Бог, избрав колено Иудино, отверг колено Ефремово.

77:10 завета Божия. Бог обещал Своему народу покровительство, если он будет исполнять законы, установленные заветом, или гибель в случае отступления от них (Втор. 27,9-28,68).

77:13 разделил море. Величайшим из великих деяний Господа было избавление евреев из египетского рабства и их приход в землю обетованную. Переход евреев через Красное море стал впечатляющим проявлением могущества Господа, о котором часто вспоминают псалмопевцы и пророки.

77:14 вел их. См. Исх. 40,36-38.

77:15 рассек камень в пустыне. Чис. 20,1-13.

77:18 искушали Бога в сердце своем. См. Исх. 15,24-27.

77:20 Может ли Он дать и хлеб..? См. Исх. 16,2-4.

77:21 воспламенился гневом. См. Чис. 11,1-3.

77:26-31 О событии, которому посвящены данные стихи, см. Чис., гл. 11.

77:33 в суете. Псалмопевец употребляет здесь излюбленное слово автора книги Екклесиаста (напр., Еккл. 1,2). Этим словом описывается мир, лежащий вне Бога, мир, отягощенный проклятием грехопадения. Вне Бога у человека нет ничего и он живет в вечном страхе перед смертью и пустотой.

77:34 искали Его. В Книге Судей говорится о том, как Бог отдал израильтян за их грехи в руки врагов, после чего они покаялись и взмолили Его о помощи. Примечательно, что до пленения израильтяне обращались к Господу, главным образом, когда Он карал их, и забывали о Нем в периоды благоденствия.

77:37 они не были верны завету Его. См. ст. 10. Израильтяне часто впадали в идолопоклонство, тем самым нарушая верность завету с Господом.

77:40 Сколько раз они раздражали Его. См., напр., Чис. 11,14.16.

77:44-51 Псалмопевец перечисляет казни, обрушенные Господом на Египет.

77:52 как овец. См. Пс. 76,21.

77:54-64 Господь даровал евреям землю обетованную, но они скоро забыли Его.

77:55 прогнал от лица их народы. Т.е. хананейские племена, которых израильтяне побеждали силой Господа. Так, все битвы войны за Ханаан, по сути, подобны эпизоду взятия Иерихона (Нав. 5,13 – 6,27).

77:56 искушали и огорчали Бога Всевышнего. Евреи преступали законы, данные им Богом, не только во время скитаний по пустыне, но и уже обосновавшись в земле обетованной (см. Суд. 2,10-15).

77:58 истуканами своими. Вершиной богоотступничества евреев было поклонение ложным божествам. Никто иной, как Иегова, вывел их из Египта и привел в землю обетованную, но, благополучно обосновавшись на новом месте, они обратились к другим богам.

77:60 жилище в Силоме. Обосновавшись в земле обетованной, евреи вскоре перенесли скинию в Силом (Нав. 18,1) – место приблизительно в тридцати километрах к северо-востоку от Иерусалима во владениях колена Ефремова.

77:61 отдал в плен крепость Свою. Бог покарал Израиль и его вождей, оставив израильтян в битве и позволив филистимлянам захватить ковчег завета (1 Цар., гл. 4; 5).

77:65-72 Бог отверг колено Ефремово и избрал колено Иудино, призвав Давида и сделав его царем Иерусалима.

77:65 как бы от сна, воспрянул Господь. В наказание за грехи Израиля Господь оставил его. Молчание Господа уподобляется непробудному сну.

77:67 колена Ефремова не избрал. Псалмопевец, по-видимому, подразумевает перенесение святилища из Силома (во владениях колена Ефремова) в Иерусалим.

77:68 избрал колено Иудино. В качестве места Своего пребывания Бог избрал Иерусалим, который формально, будучи городом Давидовым, не входил в пределы владений колена Иудина, но, примыкая к ним, естественно воспринимался как их часть. Когда Израильское государство при Ровоаме разделилось на два царства -северное и южное, Иерусалим отошел к южному царству и остался под властью потомков Давида.

гору Сион. См. ком. к Пс. 2,6.

77:70 взял его от дворов овчих. Давид был пастухом (1 Цар. 16,11-13).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →