Комментарии Женевской Библии на Псалтирь 89 глава

Пс. 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне.

89:1 Молитва. См. ком. к зачину Пс. 16.

Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири.

89:3 от века и до века Ты – Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он – Творец вселенной (Быт., гл. 1) – существовал всегда. См. статьи "Самобытие Бога"; "Бог – Творец".

89:4 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия (Быт. 2,7). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах.

89:5 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего – мгновение.

89:6 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему.

89:7 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни – Божие наказание за грех.

89:8 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца.

89:10 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно.

89:11 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу.

89:12 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший "сердце мудрое", знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.

89:13 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью.

Доколе? См. ком. к Пс. 6,4.

89:14 милостью Твоею. См. ком. к Пс. 88,2.

89:16 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля.

на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной.

89:17 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: "благодать Божия".

в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →