Комментарии Женевской Библии на притчи Соломона 31 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

31:1 Слова Лемуила царя. См. ком. к 30,1. Лемуил не был царем Израиля. К тому же особенности этой части книги определенно наводят на мысль о ее египетском или, возможно, вавилонском происхождении. Глава отличается особой направленностью; назначение ее в том, чтобы подготовить правителя к его будущим обязанностям. С точки зрения формы, наставления в этой главе ничем не отличаются от тех, что были представлены в гл. 1-9 (см. Введение: Характерные особенности и темы), только в данном случае все наставления даны от лица матери (ср. 1,8; 4,1). Необходимо отметить, что первостепенную роль в обучении детей играл отец, однако благочестивые женщины также могли принимать в нем участие (14,1 и ком.). История Израиля знает женщин выдающейся мудрости (см., напр., 2 Цар. 14,2; 20,16).

31:2 сын обетов моих. Возможно, имеются в виду обеты, даваемые перед рождением детей (как поступила Анна в 1 Цар. 1,11).

31:3 губительницам царей. Царя губят те, кто отвращает его от обязанностей правителя.

31:8-9 Обязанность царя заботиться о справедливости в Израиле рассматривалась в контексте завета (Втор. 17,14-20).

31:10-31 Это часть главы представляет собой поэму-акростих (где каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита) во славу женщины, которая воплощает собой мудрость как в житейском, так и в духовном смысле. Порядок, в котором перечисляются ее добродетели, обусловлен в большей мере требованиями акростиха, нежели последовательностью изложения. Тем не менее, поэма в целом представляет собой связное, хотя и несколько идеализированное, описание женщины.

31:10 Кто найдет. Образ такой женщины не является предметом несбыточных мечтаний, но чтобы найти ее, необходимо немало потрудиться.

31:11 не останется без прибытка. Такая уверенность обоснована не только искусностью женщины в домашнем хозяйстве, но и ее мудростью, т.е. верностью завету.

31:12 См. 18,22.

31:13 с охотою работает своими руками. Букв.: "удовольствие (она получает от) своих рук". Иначе говоря, работа не обременяет ее.

31:15 раздает... урочное. Т.е. распределяет обязанности.

31:16 Она может умело вести дело и пускать в оборот полученные средства.

31:18 светильник ее не гаснет. Данные слова представляют собой либо метафору благополучия, либо говорят о прилежании женщины, работающей и по ночам. Эти слова можно трактовать и в духовном смысле.

31:23 Прилежание и сноровка, с которыми жена управляется в домашнем хозяйстве, снимают с мужа все заботы о нем и освобождают ему время для служения народу израильскому.

у ворот. См. 1,21 и ком.

31:24 См. ст. 18.

31:25 Крепость и красота – одежда ее. Эти слова относятся либо к характеру женщины, либо, что более вероятно, если исходить из содержания второй части стиха, к ее благосостоянию, которое столь прочно, что ей не нужно заботиться о будущем.

31:26 кроткое наставление. Такая женщина исполняет все, к чему обязывает ее положение жены, матери и повелительницы слуг.

31:30-31 боящаяся Господа. См. 1,7 и ком. Книга Притчей заканчивается так же, как начиналась: житейская мудрость без откровения Божиего до определенного момента является достаточной, однако только самооткровение Творца открывает высшую истину.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →