Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 14 глава

14:1-2 Падение Вавилона связывается пророком с возвращением Израиля и Иакова (народа израильского) из вавилонского плена.

14:3-21 В этих стихах звучит "победная песнь на царя Вавилонского", которую воспоет Господу спасенный и возвеличенный Израиль.

14:4 не стало мучителя, пресеклось грабительство! Точнее: "не стало мучителя – прекратилось мучение". Хотя народ израильский понес наказание, определенное ему Господом, но жестокость и издевательства инспирировались непосредственно царями вавилонскими, они являлись источником и олицетворением зла, за что и подверглись каре Божией. Здесь имеется в виду не один конкретный царь Вавилона, а все цари вавилонские как правители империи зла.

14:5 жезл... скипетр. Символы царской власти.

14:7 Вся земля... восклицает от радости. Падение Вавилона было радостно встречено не только народом израильским, но и другими порабощенными народами.

14:9 Ад преисподний. Т.е. "шеол, находящийся внизу". Евреи во времена пророка Исаии представляли местопребывание душ умерших (шеол) в недрах земли.

Рефаимов. От евр.: "рапха" – "тень". Пророк сравнивает поверженного правителя мировой державы с жалкой тенью, обитающей в шеоле. Здесь возможна и тонка игра слов: рефаимами также назывались гиганты (Быт. 14,5; 15,20). Тогда этот стих можно понимать и так: цари и владыки земные в глазах Господа Бога – единого истинного Владыки – подобны теням, обитающим в преисподней.

14:12-15 Эти стихи вызывают двоякое толкование. В общем контексте они относятся непосредственно к царю вавилонскому. Однако слова "денница, сын зари" (ст. 12) иногда воспринимаются как именование падшего ангела – сатаны. Само уподобление вавилонского правителя сатане не противоречит общему смыслу текста, поскольку причиной его падения также стала гордыня.

14:12 денница. Евр.: "хелел" – "блестящий", "яркий". Так называлась Венера, которая ярко сияла на утреннем небе.

сын зари. Поскольку звезда Хелел сияла на рассвете, ее называли "сыном зари", полагая, что утренняя заря порождает эту яркую звезду.

14:13 на небо, выше звезд Божиих. Правители Вавилона посягали на Божественное могущество.

на горе в сонме богов. Букв.: "сяду на горе собрания", т.е. "возглавлю совет Божий".

14:14 буду подобен Всевышнему. Ср. Быт. 3,5.

14:15 в ад, в глубины преисподней. См. ст. 9. Этот стих и ст. 9 являются как бы обрамлением к несостоявшимся мечтаниям земного владыки и противопоставляют этим мечтаниям суровую реальность Божиего приговора.

14:21 сыновьям. Никто не вспомнит о царе Вавилона, ибо после него не останется не только усыпальницы или надгробного камня (ст. 18-20), но и потомков.

14:22 истреблю имя Вавилона. См. ком. к 13,20.

остаток. В отличие от Израиля, "остаток" вавилонского народа не обрел родину и спасение Божие, а, напротив, был депортирован. См. ком. к 13,20.

14:23 владением ежей и болотом. См. ком. к 13,20.

14:26 определение. Пророчество Исаии является определением, вынесенным Господом для народов.

14:27 рука Его простерта. Спасающая рука Господа остается простертой над народами, как остается простертой над Вавилоном Его карающая десница – приговор, вынесенный через пророка Исаию, действует над Вавилоном по сей день (см. ком. к 13,20).

14:28-32 В этих стихах Исаия пророчествует о суде над филистимлянами.

14:28 пророческое слово. См. ком. к 13,1. Евр.: "масса" – пророчество печального содержания. Среди исследователей не существует единого мнения относительно датировки этого пророчества. Возможно, оно относится к 727 или 716/15 гг. до Р.Х., т.е. ко времени борьбы филистимлян против владычества Ассирии.

14:29 сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе – Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.).

аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.).

летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим.

14:30 беднейшие... нищие. См. ком. к 11,3.4.

14:31 от севера дым идет. Ассирийские войска вторглись в земли филистимлян с севера.

14:32 вестники. Филистимляне пытались спастись, заручившись союзом с Иудеей и другими народами, однако слово Божие, переданное Исаией, гласит, что в смутное время Он придет на помощь лишь Своему народу.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →