Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 19 глава

19:1 – 20,6 Данные стихи содержат пророчества Исаии о суде над Египтом.

19:1 Пророчество. См. ком. к 17,1.

восседит на облаке легком. См. Пс. 17,10; 67,33; 103,3.

потрясутся... идолы Египетские. Господь посещает Египет уже во второй раз (Исх. 12,12).

19:2 Египтян против Египтян. Пророчество о междуусобной войне в Египте.

19:3 прибегнут они к идолам... и к гадателям. Об идолопоклонничестве и ворожбе см. 2,6.8; 8,19.

19:4 властителя жестокого. Здесь подразумевается сын Сеннахирима и его преемник сирийский царь Асархаддон.

19:5-10 Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием.

19:11 обезумели. Бог обращает мудрость мудрецов этого мира в безумие.

Цоанские. Цоан – город в Дельте Нила, известный также как Танис (ст. 13; Чис. 13,22; Пс. 77,12.43).

советников... бессмысленным. См. ком. к 11,2.

сын мудрецов, сын царей древних. Египетские мудрецы были известны всему древнему миру (3 Цар. 5,10), однако события, которые прозревает Исаия, свидетельствуют о полном отсутствии мудрости у потомков древних правителей Египта.

19:12 где твои мудрецы? Ср. 1 Кор. 1,20.

19:13 Мемфисские. Расположенный в нижнем течении Нила Мемфис был древней столицей Египта.

19:15 голова и хвост, пальма и трость. Правители и подданные, высшие классы и низшие.

19:16-25 Стихи, повествующие о будущем спасении Египта: когда египтяне обратятся к Господу, "Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их" (ст. 20). Пророчество Исаии о Египте начало исполняться после окончания вавилонского плена, когда в Египет переселилось множество евреев, а вместе с ними в эту страну пришло знание истинного Бога; впоследствии же Египет одним из первых приобщился к спасительной вере в Иисуса Христа (2,2-4; 9,7; 11,11.14; Рим. 10,11-20).

19:16 вострепещут. В день Господа многие узнают, сколь велика слава Божия и как ничтожны египетские боги в сравнении с Ним (Нав. 2,9.11).

19:17 Земля Иудина. Мысль об Иудее влечет за собой мысль о Боге, которая заставляет трепетать сердца египтян.

19:18 говорить языком Ханаанским. Данные слова метко отражают глубину происшедших с Египтом перемен: прежде звуки ханаанской речи были отвратительны египтянам (Быт. 43,32; 46,34).

клясться. Выражать полную покорность Богу.

19:20 знамением и свидетельством. Жертвенник Божий (ст. 19) свидетельствует о полном подчинении Египта Его власти (ср. Быт. 12,8; 28,22; Нав. 22,26.27).

спасителя и заступника. Господь избавит Израиль от притеснителей подобно тому, как было во дни судей, когда Он посылал Своему народу "спасителя и заступника" (2,18; 3,9.15; 6,7;10,10; Суд. 2,16; 3,9).

19:21 явит Себя... познают Господа. Господь откроет Себя египтянам, и они смогут жить согласно Его воле, во всей полноте разделяя благословения завета (Пс. 86,4).

19:22 поразит... исцелит. Небесная кара лишь приблизит Египет к Богу (30,26; Нав. 6,1; 14,1.2.4).

19:23 большая дорога. Дорога, связывающая Египет и Ассирию, символизирует окончание вражды между этими народами (11,16 и ком.).

Египтяне – в Ассирию. Различные культуры сольются воедино в сообществе завета Божиего.

19:24 благословение... посреди земли. Точнее: "Израиль будет третьим... как благословение", т.е. посредником, через которого Египет и Ассирия получат благословения Божий.

19:25 народ... дело рук... наследие. Эти слова обозначают место каждого народа в сообществе завета: "народ" Божий (ср. 10,24; 43,6.7; Пс. 99,3; Иер. 11,4; Нав. 1,10; 2,23; 40,1 и ком.); "дело рук" Божиих (60,21; 64,8; Пс. 118,73; 137,8) и "наследие" Божие (Втор. 32,9).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →