Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 26 глава

26:1 – 27,1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, – любовь, почитание и вера.

26:1-6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам.

26:1 В тот день. В день милости и благодати Божией.

спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45).

26:2 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1-15;24,3-10; Пс. 117,19.20).

26:3 Твердого духом. Хранящего верность Господу.

в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7).

26:4 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1 Цар. 2,2.

26:5 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10.

26:9 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом – человек есть храм Бога живого (Лк. 17,21; Деян. 7,48; 1 Кор. 3,16).

живущие в мире. В мире с Богом.

26:10 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый "не будет взирать на величие Божие", а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины.

26:12 мир. См. ком. к ст. 9.

26:13 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников.

26:14 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9.

26:15 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2).

26:16 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом.

26:17-18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4).

26:18 спасения... земле. Точнее: "не доставили счастья земле".

прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: "Не явились на свет новые граждане мира".

26:19 мертвые тела. В этом стихе Исаия благовествует о грядущем воскресении, вступая в противоречие со словами ст. 14 (ср. Иез. 37,11.12). Мысль о телесном воскресении, тем не менее, обнаруживается во многих местах Ветхого Завета, ибо смерть рассматривается в нем как насилие над Божественным миропорядком (Иов 19,25.26; Пс. 48,15; 72,24-26; Дан. 12,2; Ос. 13,14; см. ком. к 25,7.8).

поверженные в прахе. Эти слова относятся не только к умершим, но и ко всем униженным и потерявшим надежду людям (Пс. 21,15).

роса. Символ жизни и нового рождения (Пс. 132,3; Ос. 14,5).

26:20 – 27,1 Исаия призывает остаток Израиля ободриться и ждать Божественного спасения.

26:20 народ мой. Остаток Израиля.

войди... укройся. Подобно тому как Господь хранил Ноя, затворив его в ковчеге (Быт. 7,16), Он сохранит Свой народ в ожидании спасения.

на мгновение. Т.е. до тех пор, пока не совершится суд Божий над нечестивыми. Невзгоды, которые на время постигнут народ Божий, несравнимы с вечным торжеством славы Божией, следующим за ними (ст. 19; 54,7; Пс. 29,5; 2 Кор. 4,17; 2 Пет. 3,9).

26:21 кровь. Здесь ясный намек на кровь Авеля (Быт. 4,11) и всех невинных жертв насилия. В Откровении Иоанна также говорится, что море, смерть и ад отдадут своих мертвецов (20,13). В этом стихе речь идет о воскресении мертвых.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →