Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 41 глава

41:1 Умолкните... приблизятся. Все народы соберутся для того, чтобы познать могущество Божие и воочию увидеть содеянное Его рукой.

острова... народы. Вся земля, все народы.

свои силы. Человеческие силы, доселе не имевшие опоры, обновятся силой веры (40,31).

41:2 от востока мужа. Т.е. Кира – царя Персии (550-530 гг. до Р.Х.).

правды. Кир придерживался справедливого образа правления (44,24-45,5.13; 46,11).

предал... покорил. Победы Кира были дарованы ему Богом, ибо в конечном счете они вели ко благу Израиля (43,3).

народы... царей. Божественная власть распространяется на все народы: они должны познать Бога, чтобы участвовать в совершении Его спасительного промысла (45,1;49,22.23; 60,3.16).

мечом... луком. Т.е. силой оружия.

41:3 гонит... идет. Завоевания Кира отличались стремительностью (ср. 46,11).

41:4 от начала. Господь создал человека и этим начал его историю.

Я – Господь... Я тот же. В этих словах заключается одно из самых важных самоопределений Божиих (43,10.13; 46,4). В древнееврейском тексте слова "Я тот же" представляют собой сокращенную форму от "Я – Господь" (41,13; 42,8; 43,3.15; 44,24; 45,3.5.6; 48,17; 49,23; 51,15; 60,22; ср. употребление местоимения "я" в Ин. 6,35; 8,12.58; 9,5; 10,7.9.11.14; 11,25; 14,6; 15,1.5). Господь есть Бог патриархов, заключивший завет со Своим народом, и Он же есть Бог прошлого, настоящего и грядущего, свободный в том, как и когда Он исполнит данные людям обетования (ср. Исх. 3,14.15; 6,6-8; Иез. 20,5.7; Откр. 4,8).

первый... в последних. Эти слова являются твердым свидетельством того, что все сущее неизменно пребывает под властью Божией (ст. 27; 44,6; 48,12; ср. Евр. 13,8; Откр. 1,8.17;2,8;21,6; 22,13).

41:5 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать.

41:8-16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги.

41:8 раб. У Исаии эпитет "раб Божий" относится к Киру (45,1-4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1-4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6).

Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54).

которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2.

Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16; Иак. 2,23.

41:9 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2.

41:10 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10).

Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24; Втор. 20,1; 31,6.8; Лев. 26,12; Иер. 32,38;Иез. 37,27; 2 Кор. 6,16).

укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31).

десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6).

41:13 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10.

41:14 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения.

Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает "заступник рода", то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство (Чис. 35,19) и выкуп из рабства (Лев. 25,17-49).

Святый Израилев. См. ком. к 1,4.

41:15 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3; Мих. 4,13; Евр. 3,12). Метафорический смысл данного стиха в том, что слабый (ст. 14) приобретет силу.

горы, и холмы. Символы многочисленных врагов Израиля (ст. 11,12; ср. 42,15).

41:17 Бедные и нищие. Иудеи, возвращающиеся из плена, и все те, кто ищет милости Божией.

воды. Божественное спасение подобно влаге, утоляющей жажду и дарующей надежду (см. ком. к 1,30).

Бог Израилев. См. ком. к 37,16.

41:18-19 Образы влаги ("реки... источники") и растительного изобилия ("кедр... бук") служат Исаии символами преображения всего сотворенного и, соответственно, обновления Божественного завета (12,3; 35,1 и ком.; ср. 43,18-20; 49,9-11; 55,13).

41:18 воды. См. ком. к 1,30.

41:19 в пустыне. См. ком. к 40,3.

41:22 что произойдет... как оно кончилось. Господь один является автором планов, их провозвестником и исполнителем.

прежде. Имеются в виду события минувшего времени и особенно описанные Исаией в гл. 1-35.

о будущем. Речь идет о предсказаниях будущего века (ст. 23): Божественной милости и окончательном торжестве Его Царства, изложенных в гл. 40-66 (42,32; 44,7; 45,11; 46,10). Освобождение Израиля из плена знаменует начало этого века и приближает торжество Царства Славы Божией на земле.

41:23 доброе ли, худое ли. Исаия осмеивает бессилие ложных богов.

41:25 Я воздвиг... он придет. Господь провозглашает Свою власть над народами.

его. Т.е. Кира (ср. ст. 2).

от севера... от восхода. Исполняя волю Божию (45,4.5; 2 Пар. 36,23; Езд. 1,1-4), Кир шел к Вавилону из Персии, находившейся на востоке, а после того как в 549 г. до Р.Х. была завоевана Мидия, под его властью оказались и земли, находившиеся на севере Вавилона.

41:27 первый. См. ком. к ст. 4.

Сиону. См. ком. к 1,8.

благовестника. См. ком. к 40,9. Возможно, речь идет о самом Исаии (40,1 и ком.).

41:28 не было... не нашлось. Язычники и их божества оказались бессильны.

советника. См. ком. к 11,2.

41:29 ничтожны... ветер и пустота. Господь подтверждает никчемность языческих идолов (см. 40,18-20; 41,7.21-24; 44,9).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →