Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 45 глава

45:1-7 Господь воздвиг Кира против Вавилона, дабы тот исполнил Его спасительную волю.

45:1 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1.

помазаннику. Этот исключительный по своему высочайшему достоинству эпитет, применяемый в данном стихе к чужеземному царю, обычно допускался лишь в отношении патриархов (Пс. 104,15), пророков, первосвященников и царей Израиля и Иудеи, а также членов нового сообщества завета (Авв. 3,13) и, в особенности, Мессии (Дан. 9,25). Вне всяких сомнений, именование Кира помазанником потрясло современников Исаии (45,9.10).

правую руку... поясы. Кир правит не своей, но Божией властью (41,2; 48,14; ср. Пс. 2,8.9; 109,1). Держать кого-либо за правую руку – во всем помогать.

45:2 Я. В древнееврейском тексте на это местоимение приходится логическое ударение.

уровняю... сломаю. Ничто не будет препятствием для раба Божиего (ср. Пс. 106,16).

двери. Исполнением этого пророчества можно считать день, когда Кир приблизило к воротам Вавилона и нашел их отворенными (44,27 и ком.).

45:3 сокровища... богатства. В 546 г. до Р.Х. Кир овладел баснословным богатством царя Лидии Креза.

Я Господь. См. ком. к 41,4.

по имени. Господь выпестовал Кира и знает его так же близко, как и прочих Своих чад (см. ком. к 43,1).

Бог Израилев. См. ком. к 37,16.

45:4 раба. См. ком. к 20,3.

почтил. Господь почтил Кира, назвав его Своим слугой и пастырем (44,28). См. ком. к 43,4.

ты не знал Меня. Кир продолжал оставаться язычником.

45:6 Я Господь. См. ком. к 41,4. Власть Божия простирается над творением и историей, над бедствием и благополучием, над судом и искуплением.

45:8 небеса... земля. Вселенная должна приготовиться к новому искупительному деянию Господа, которое пророк называет "правда" или "праведность" (1,21 и ком.) и "спасение" (12,2 и ком.; 26,17.18 и ком.).

45:9 Очевидно, этот стих относится к Израилю.

45:13 не за выкуп. Т.е. не из корысти, а по велению сердца.

45:14 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1.

Египтян... Савейцы. См. ком. к 43,3.

повергнутся... будут умолять. Народы, ставшие свидетелями всесильного пребывания Бога со Своим народом (2,2-4; ср. Пс. 67,32), с покорностью склонятся перед Ним.

45:15 Бог сокровенный. Господь сокрыт от людей в Своем гневе и чудесных деяниях (8,17; 54,8; 55,8.9), однако доступен им в откровении (48,5-8). Даже язычники исповедуют, что пути Божий неисследимы.

45:17 спасением вечным... во веки веков. Господь не похож на людей и идолов, которые не властны над будущим (ср. Евр. 5,9).

45:18 так говорит Господь. См. ком. к 43,1.

не напрасно. Смысл этих слов в том, что Господь сотворил землю не пустой, а пригодной для жизни. Это же древнееврейское слово переведено как "пуста" в Быт. 1,2, где говорится о первозданном хаосе в начале творения, и "напрасно" в ст. 19. Подобно тому как творение не ограничилось созданием пустой и голой земли, стремление людей узнать своего Бога не может оказаться бесплодным.

45:19 Не тайно... не в темном месте земли. Божественное откровение предназначено к тому, чтобы быть обнародованным. Знание воли Божией не является прерогативой избранных – пророков и мудрецов.

ищете Меня. Господь охотно и искренне идет навстречу тому, кто ищет Его (55,3).

45:21 возвестил это. Данные слова относятся к всеобъемлющему спасению человечества, которому содействовал и Кир, повелев отпустить евреев на родину (см. ком. к 40,1 – 55,13; 44,24 – 45,13).

45:23 Мною клянусь. Залогом исполнения обетовании Божиих является Его им (62,8; Быт. 22,16; Исх. 32,13; Евр. 6,13-18). Обычно при клятве призывается в свидетели и гаранты имя человека, стоящего выше клянущегося в общественной иерархии. Над Господом нет никого, поэтому Он клянется Собой. слово. Т.е. обетование окончательного спасения, которое наступит после возмездия и суда (40,8; 55,10.11).

всякое колено... всякий язык. Данные слова формулируют конечную цель истории спасения (Рим. 14,11;1 Кор. 15,25; Фил. 2,10.11).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →