Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии 51 глава

51:1 – 52,12 В данных главах пророк обращается к благочестивым иудеям, предсказывая спасение народу Сиона.

51:1 стремящиеся к правде. Исаия противопоставляет таких людей тем маловерам, к которым обращена гл. 48.

на скалу... в глубину рва. Данные сравнения относятся соответственно к Аврааму и Сарре (ст. 2).

51:3 утешит. См. ком. к 12,1; 40,1.

Сион. См. ком. к 1,8.

степь. См. ком. к 40,3.

сад Господа. О саде Господа, или Едеме, см. Быт. 2,8; Иез. 28,13; 31,8.9. В рассматриваемом стихе Исаия показывает, как на смену гневу Божиему приходит Его милость.

51:4-6 См. статью "Бог есть свет: святость и справедливость Бога".

51:4 народ Мой. См. ком. к 40,1.

племя Мое. В книгах ВЗ это обращение встречается только у Исаии.

закон... свет. Суд Божий исполнится властью Его Слуги в последние времена (2,2-4; 42,1-4.6; 49,6; см. ком. к 2,3; 42,1).

51:5 близка. Смысл этих слов в том, что День Господень близок и неотвратим (2,11;46,13;Соф.1,14;Иак.5,8).

51:6 Поднимите глаза. См. 40,26.

небеса... земля. Все мироздание служит Богу во исполнение Его спасительного промысла.

как дым... как одежда. Эти метафоры подчеркивают преходящую сущность тварного мира (50,9; ср. 24,4; 34,4; Пс. 67,2; 101,4.27; Ос. 13,3; Евр. 1,10.11; 2 Пет. 3,10).

Мое спасение. См. ком. к 12,2.

правда Моя. См. ком. к 1,21.

51:7 в сердце закон Мой. См. Пс. 39,9; Иер. 31,31; Иез. 36,27.

51:9 Восстань, восстань. Пророк от лица всех гонимых и угнетенных взывает к Богу о помощи.

Раава. Очевидно, подразумевается египетский фараон периода исхода из Египта.

крокодила. Исаия прибегает к образу этого животного, как к обобщенной метафоре силы, противостоящей Богу – Творцу и Спасителю (Иов 7,12; Пс. 73,13.14; Иез. 29,3-5; 32,2-6). Напоминая о поражении Египта, противостоявшего Божиему плану спасения Израиля, пророк обращается к заимствованному из культурного обихода соседствующих с Израилем народов образу водяного чудовища, тем самым соотнося исход из Египта с ныне описываемым исходом из Вавилона. И Вавилон, и Египет выступают олицетворением зла как противления воле Божией.

51:12 Утешитель. См. ком. к 40,1.

51:14 пленный... в яме. Эти слова относятся не только к плененным иудеям, но и ко всем, кто будет испытывать чувство беспросветного одиночества и скорби в день гнева Господня (42,7.22; 49,9.24.25; 52,2; 61,1).

51:15 Я Господь. См. ком. к 41,4.

возмущающий море... волны его ревут. В ветхозаветной поэзии власть Бога над морской стихией является воплощением Его власти над всей вселенной (Иов 26,12; Пс. 106,25; Иер. 31,35).

Господь Саваоф. См. ком. к 1,9.

51:16 слова Мои в уста твои. Остаток Израиля представляется здесь прообразом Иисуса Христа (см. ком. к 49,2; 50,4).

51:17 Воспряни, воспряни. См. ст. 1,9; 52,1.11; ср. Еф. 5,14; ком. к ст. 9.

чашу ярости Его... чашу опьянения. Метафора Божественного суда (29,9; 63,6; Пс. 74,9; Иер. 25,15-31; Иез. 23,31-34; Зах. 12,2; Ин. 18,11; Откр. 14,10; 16,19).

51:19 два бедствия. Т.е. опустошение земли и гибель населявших ее людей.

51:20 как серна в тенетах. Осада Иерусалима вавилонянами.

51:23 мучителям. Т.е. вавилонянам (Плач 1,4.5.12; 3,32) и всем, кто будет преследовать и угнетать детей Божиих.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →