Библия » Женевская Новой Женевской Библии

Иеремия 0 Иеремия введение

Автор

Пророческое служение Иеремии пришлось на время правления последних иудейских царей: Иосии (640−609 гг. до Р.Х.), Иоахаза (609 г.), Иоакима (609−598 гг.), Иехонии (598−597 гг.) и Седекии (597−586 гг.). Иудейское царство пришло к упадку, когда большая часть населения была уведена в Вавилон, главным образом в результате двух нашествий (в 597г. и 586 г. до Р.Х.) царя Навуходоносора (см. ком. к 21:2), хотя первые случаи пленения имели место еще в 605 г. до Р.Х. (см. Дан 1:1 и ком.). Северное, Израильское, царство перестало существовать еще за столетие до того, как Иеремия начал свое служение. Ассирия, где пребывал в изгнании израильский народ, подчинилась Вавилону в 612 г. до Р.Х. Иеремии довелось не только провозвестить своему народу грядущий суд Божий, но и увидеть это пророчество исполнившимся.

Пророк происходил из располагавшегося на земле вениамитян священнического города Анафофа, и сан священника перешел к нему по наследству. Обреченный на постоянное одиночество, отказавшийся по воле Божией от женитьбы, Иеремия оказался невольным противником первосвященников и пророков, да и всего народа иудейского (26:8). Как следствие, его жизни не раз угрожала серьезная опасность (см. 11:18−23; 18:18; 26:8; 36:19; 38:6). Благодаря своей проповеди Иеремия оказался в самой гуще политических событий того времени. Царь Седекия приказал отыскать пророка, чтобы узнать о будущем: поработят ли иудеев приближающиеся вавилонские войска (37:3, 17). В политическом смысле время пророка Иеремии было исполнено потрясений, вызванных борьбой Египта Вавилона за власть в регионе. Иеремия неоднократно предрекал победу вавилонян, свидетельствуя о том, что Навуходоносор служит лишь бичом в руках Божиих. Когда Иерусалим пал, не кто иной, как Навуходоносор поручил своему наместнику особое попечение об Иеремии, чья слава распространилась до самого сердца империи (39:11−14).

Время и обстоятельства написания

Пророческое служение Иеремии разворачивалось на фоне длительной распри между теми, кто поклонялся чужеземным богам и культ которых глубоко укоренился в Иудее со времен царя Манассии (697−642 гг. до Р.Х.), и теми, кто оставался верен истинному Богу, служение Которому пытался восстановить своими религиозными реформами царь Иосия (см. 4Цар 22:23). Эти реформы были начаты в 628 г. до Р.Х. (см. 2Пар 34:3 и ком.) и с новой силой продолжены после того, как в 621 г. до Р.Х. были найдены книг закона (4Цар 22:8). Слово же Господне к Иеремии было в 626 г. до Р.Х. (см. 1:2 и ком.), и, таким образом, начало его служения совпало с периодом реформ. Однако пророчество Иеремии свидетельствует о неудаче, которая постигла эти реформы, так и не оказавшие существенного влияния на жизнь людей: некоторое время спустя — при царе Манассии — идолопоклонство вновь возобладало и еще больше возросло при преемниках Иосии.

Характерные особенности и темы

Строение книги не совсем точно отражает периодизацию проповеднической деятельности Иеремии: 1) в начале своей проповеди пророк призывает иудеев покаяться перед лицом надвигающейся кары (см., напр., 7:1−15); 2) он провозглашает наступление времени, когда покаяние станет уже невозможным, ибо суд Господень настиг людей (см. 19:10−11 и ком.). Тема наказания Божиего, которое видится пророку как проклятие завета, а именно утрата земли обетованной (Лев 26:31−33; Втор 28:49−68), преобладает в книге; 3) Господь спасет Свой народ или его остаток, ниспослав ему пленение (см. 24:4−7 и ком.). Несмотря на то, что по воле Божией вавилоняне возьмут верх над иудеями, время их будет сочтено (25:9, 11−12): спустя много лет, в 539 г. до Р.Х., Вавилон пал, не устояв перед натиском объединившихся под властью Кира персов и мидян, и пленникам открылись пути возвращения (см. 50:3; 51:1, 27−28; 2Пар 36:20, 23). Таков был ответ Иеремии ложным пророкам, которые непрестанно оспаривали его пророчество о грядущем возмездии (28:2−4).

Весть о спасении является составной частью пророчеств Иеремии, но спасение понимается им только как избавление от наказания (29:11−14), и лишь в пророчестве о новом завете эта весть до конца кристаллизируется. Пророчество в Новом Завете строится вокруг основных аспектов завета Моисея, где сказано о том, что Бог желает хранить связь со Своим избранным народом, а тот, в свою очередь, должен отвечать на Его любовь послушанием (Исх 19:3−6; Втор 7:6−11). Новый Завет говорит о том, что Божиему народу будет дана сила быть послушным Ему (см. 31:33; 32:39−40 и ком.). Несмотря на то, что это обетование высказано словами Ветхого Завета (см. 31:31 и ком.), в нем есть нечто, что Новый Завет показывает как исполняющееся для «Израиля Божия» во Христе (см. ком. к 22:30; 23:5; 31:33; 33:18).

Личное участие Иеремии в том, чему посвящено его пророчество, обнаруживается в гораздо большей степени, нежели у прочих пророков (см. Ис 15:7; Ис 22:4; Мих 1:8−9). При приближении вавилонского войска он предчувствует мучения народа задолго до того, как они начались (см. 4:19−21; 10:19−22; 14:19−21 и ком.). Страдание Божие при виде греха, о котором свидетельствует пророк, также открыто Иеремии (см. 8:21 — 9:3 и ком.). Таким образом, Иеремия выступает как бы посредником между Богом людьми. Эта его роль особенно заметна в ряде фрагментов, которые часто (но неточно) называют «исповеданиями» пророка (см. 11:18−23; 12:1−6; 15:10−21; 17:12−18; 18:19−23; 20:7−18). В них Иеремия говорит, сколь мучительно тяжко бремя его пророчества; он молит Бога о том, чтобы возмездие настигло его недругов, и даже упрекает Господа за то, что Тот отошел от него (15:18, 19, 21). Слова ободрения, услышанные Иеремией в 15:19−21, откликаются впоследствии в молитве Ефрема, которая тоже не осталась безответной (31:18−20). Благоволение Бога к Иеремии предстает, таким образом, залогом Его стремления к нерушимому союзу со всем народом, который наступит, когда свершится грядущее наказание.

Если обработка книги полностью завершилась уже во времена плена — последнего названного в книге исторического события, — ее назначение можно видеть в том, чтобы уяснить изгнанникам смысл их пленения. В то же время цель книги — возродить в их сердцах надежду, ибо Иеремия, чье пророчество о суде не замедлило исполниться, вместе с тем проповедовал грядущее возрождение родной земли иудеев и их первенство перед Богом. По-видимому, деятельное участие в составлении книги принимал сам Иеремия, а помогавший ему Варух, возможно, был автором тех ее мест, где повествование ведется от третьего лица

Некоторые указания на то, каким именно образом различные пророчества и проповеди смогли составить единую книгу, имеются в гл. 36, где говорится о том, что Варух записал все изреченные к тому времени слова пророка и затем читал их народу. Когда же по велению Иоакима рукопись была уничтожена, Варух составил другую, добавив к ней новые слова Иеремии (см. также 51:60).

Содержание

I. Господь призывает пророка (1:1−19)

II. Пророчества Иеремии о суде над Иудеей (2:1 — 20:18)

А. Призывы к покаянию и образы грядущего наказания (2:1 — 6:30)
Б. Господь волен судить Свой народ (7:1 — 10:25)
В. Слова Божии о нарушении завета: первые признания пророка (11:1 — 13:27)
Г. Засуха и заступничество Иеремии за свой народ (14:1 — 15:21)
Д. Признаки надвигающегося суда. Исповедание (16:1 — 17:18)
Е. Проповедь о дне субботнем (17:19−27)
Ж. Иносказание о горшечнике; цели Господни; тяготы Иеремии (18:1 — 20:18)

III. Окончание династии Давида; пленение — путь к спасению для Иудеи (21:1 — 24:10)

IV. Владычество Вавилона над народами неизбежно и необходимо (25:1 — 29:32)

V. Обетования восстановления дома Давидова и Нового Завета (30:1 — 33:26)

VI. Слово Божие оказывается отвергнутым (34:1 — 36:32)

VII. Проповедь Иеремии накануне падения Иерусалима. Заточение пророка (37:1 — 39:18)

VIII. Период после падения Иерусалима (40:1 — 45:5)

А. Правление и смерть Годолии (40:1 — 41:10)
Б. Бегство в Египет. Новые пророчества Иеремии (41:11 — 44:30)
В. Слово Иеремии к Варуху (45:1−5)

IX. Предсказания суда над народами (46:1 — 51:64)

А. Над Египтом (46:1−28)
Б. Над филистимлянами (47:1−7)
В. Над моавитянами (48:1−47)
Г. Над аммонитянами (49:1−6)
Д. Над идумеянами (49:7−22)
Е. Над Дамаском (49:23−27)
Ж. Над аравийскими племенами (49:28−33)
З. Над еламитянами (49:34−39)
И. Над Вавилоном (50:1 — 51:64)
X. Дополнение: падение Иерусалима (52:1−34)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, введение. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Иеремия введение в переводах:
Иеремия введение, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.