Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 2 глава

2:1 – 6,30 Обличая непостоянство иудеев в вере (2,1 – 3,5), Иеремия сравнивает Иудею с дикой ослицей и блудницей. Если народ иудейский, говорит пророк, не покается и не обратится к Богу (3,6 – 6,30), его ждет неизбежная кара.

2:1-18 Слова Господни, обращенные к Иеремии, предупреждают о неминуемой каре, которая постигнет иудеев за поклонение – вопреки завету – чужеземным богам.

2:1 См. 1,2 и ком.

2:2 Иерусалима. В древнееврейском языке слово "город" – женского рода, чем и объясняется его персонификация в образе женщины (см. 7,29 и ком.).

о дружестве. Иначе: "посвященность", что означает верность как в личных взаимоотношениях, так и в смысле соблюдения завета, заключенного Богом с израильтянами и иудеями.

юности... невестою. Первоначальные отношения Израиля с Богом (во время странствования по пустыне после исхода из Египта) характеризуются своей чистотой и верностью.

2:3 святынею... начатком плодов. Израиль был "святыней", т.е. тем, что предназначено Богу (Иез. 22,26), а "начатки плодов" есть нечто, исключительно Ему принадлежащее (см. Втор. 26,2; Ос. 9,10).

осуждаемы. Вина их в неправомочном обращении со святыней.

2:4 Выслушайте. Этот призыв нередко предваряет провозглашение Божиего суд и возмездие (см. 7,2; 17,20; 19,3; Ис. 1,10; Ос. 4,1; Ам. 7,16).

2:5 Так говорит Господь. Ср. Ис. 7,7; Иез. 2,4. За этими словами следовало изложение пророчества.

2:7 осквернили землю Мою ... достояние Мое. См. Втор. 21,23. Святой народ Божий (Втор. 7,6) обитает на земле, которую он унаследовал от Бога, грех же оскверняет эту землю (см. Лев. 25,23).

мерзостью. См. 7,21.

2:8 Священники... учители закона. Возможно, эти слова относятся к одним и тем же людям (см. 18,18; Втор. 31,9), или же под последними подразумеваются книжники (см. 8,8).

пастыри. Иначе: "правители" (см. 23,1-4).

пророки. Т.е. официально признанные прорицатели, против которых Иеремия часто выступал за их отступничество (23,9-40; гл. 28).

2:9 Я еще буду судиться с вами. Метафора суда Божия (см. ст. 5; ср. также Ос. 4,1; Мих. 6,1.2).

2:12 небеса. См. также Ис. 1,2. Пророк призывает небеса в свидетели завет (см. Втор. 30,19; 31,28; 32,1).

2:13 два зла. Иеремия дает понять, насколько тяжким является грех иудеев.

воды. Бог один дает человеку животворящую воду (см. Ис. 55,1; Ин. 4,10; 7,37-49).

водоемы. Ложные боги не могут помочь человеку, как не могут быть полезными разбитые водоемы.

2:15 львы. Это слово, возможно, относится к неприятелям (ср. 4,7) и, таким образом, представляет собой первое упоминание о грядущем порабощении иудеев.

2:16 Мемфиса и Тафны. Эти египетские города упомянуты здесь не случайно, поскольку Палестина была спорной территорией, на которую с 609 по 605 г. до Р.Х. притязали Египет и Вавилон.

темя. Возможно, это слово содержит намек на судьбу царя Иосии, убитого фараоном Нехао в Мегиддоне в 609 г. до Р.Х. (4 Цар. 23,29).

2:18 в Египет... в Ассирию. Главный грех израильтян и иудеев заключался в том, что они искали спасения в политических союзах, а не в союзе с Богом (см. Ис. 7,3-9).

воду. Одному Богу известны повседневные нужды иудеев. Ср. 4 Цар. 18,31.

2:19 отступничество. Т.е. "отворачивание" к другим богам, что противоположно покаянию. Ср. Ос. 14,5, где употреблено то же самое древнееврейское слово.

2:20 на ... высоком холме... под... ветвистым деревом. См. Втор. 12,2; 3 Цар. 14,23. В таких местах по обыкновению поклонялись ханаанским божествам.

блудодействовал. Иудея, впавшая в язычество, предстает в образе блудницы (см. Иез. 23,1-8; Ос. 3,1-5; 4,10-14).

2:21 благородную лозу ... дикую отрасль. См. Пс. 79,8-16; Ис. 5,1-7; Иез. 17,1-10. Истинная виноградная Лоза есть Христос, а те, кто пребывает в Нем, суть ее ветви (Ин. 15,1-8).

чужой. Языческие верования принадлежат чужеземцам.

2:22 умылся. Кровь вечного завета омоет человеческий грех, но для этого необходимо покаяние людей и участие Самого Господа (Ис. 53,4-6; Евр. 9,11-15; 13,3).

2:23 в долине. Возможно, речь идет о Енномовой долине, простиравшейся к югу от Иерусалима, где совершались языческие обряды (ср. 7,31).

2:24 дикую ослицу. Символ готовности следовать любому новому побуждению.

2:28 сколько у тебя городов, столько и богов. Черта, характерная для языческих религий.

2:32 народ Мой забыл Меня. Ср. Ис. 1,2.3.

2:33 искусно... любовь. Метафора Иудеи, как изменчивой любовницы (см. ст. 25).

2:34 кровь... бедных. Речь идет о притеснении слабых сильными (см. Ам. 2,6-8; 4,1).

2:37 руки на голову. Т.е. в положении пленника.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →