Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 7 глава

7:1 – 10,25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен.

7:2 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость.

все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников (Исх. 23,14-18), участвовать в которых следовало "всему Израилю".

7:3 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся.

7:4 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени.

7:5-6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор. 13,1-3; 14,28.29).

проливать невинной крови. См. 19,4.

7:9 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос. 4,2), причем особо подчеркивается нарушение первой (Исх. 20,3).

7:10 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор. 12,5; 3 Цар. 8,43, где слово "место" означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3 Цар. 8,27).

мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво.

7:11 вертепом разбойников. См. Мф. 21,13.

7:12 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим (Нав. 18,1; 1 Цар. 1,9). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда.

7:13 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему – одна из важнейших тем книги пророка (см. 6,17; 11,7.8; 25,3; ср. 4 Цар. 17,13.14).

7:16 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка – быть заступником перед Богом. См. Быт. 20,7; Исх. 32,11-14.

7:18 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть.

для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44,19.25.

7:20 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос. 2,18).

7:21 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных (Лев. 1,9), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1 Цар. 15,22.23).

7:22-23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении (Быт. 4,4.5 и ком.; Мих. 6,6-8; Евр. 11,4.6).

Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев. 26,12).

7:24 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3,17; Быт. 6,5. Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу.

7:29 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту (Чис. 6,5-9).

7:30 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм (4 Цар. 21,7), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее.

7:31 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4 Цар. 23,8.9).

7:32 Тофетем. Букв.: "огненное место". Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы "заменялись" жертвенными животными (Исх. 13,2; 34,19.20). Приношение в жертву детей было воспрещено (Лев. 18,21; 20,2.5). Ср. также 4 Цар. 23,10 и ком.

долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово "геенна", означающее "ад" (Мф. 18,9).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →