Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 17 глава

17:1 Грех Иуды написан железным резцом. Т.е. высечен, подобно словам Закона.

на скрижали сердца. Ср. 31,33; Притч. 3,3; 7,3. В Новом Завете на скрижалях сердца записано Духом Божиим "письмо Христово" (2 Кор. 3,3).

на рогах жертвенников. Жертвенник, призванный быть средством искупления вины, будет напоминать Богу о совершенном против Него грехе.

17:2 о жертвенниках своих и дубравах своих. См. Исх. 34,13; Втор. 7,5.

у зеленых дерев, на высоких холмах. См. 2,20.

17:3 Гору Мою. Т.е. гору Сион, где располагался храм, разграбленный Навуходоносором (52,17-23).

17:4 наследия твоего, которое Я дал. Таким наследием была земля обетованная (см. 2,7).

17:5 проклят. См. 11,3. Проклятие следует за нарушением завета верности.

17:6 доброе. См. Втор. 6,24; ср. 15,11.

на земле бесплодной. См. Втор. 29,23.

17:7 надеется... упование. Господь по Своей природе есть источник всяческого упования (ср. Ис. 7,9 и ком.). Сходство ст. 7,8 с Пс. 1,1-3 убеждает в том, что надежда на Господа подразумевает послушание Его закону и согласие с Его деяниями (см. Иак. 2,17).

17:9 См. статью "Свобода и рабство воли".

сердце. Сердце в Ветхом Завете означает не только средоточие чувств, но и всю душевную природу человека, включая его разум и волю (4,19; Притч. 4,23; 16,23).

17:10 проникаю... испытываю. См. 9,7; ср. 11,20.

внутренности. Здесь представлена связь между физическими и душевными качествами человека.

17:11 Этот стих составлен из двух пословиц (см. 8,7), где примеры также заимствованы из мира природы.

Куропатка... таков. Пословица подчеркивает пагубность неправды. См. обращенные к Давиду упреки Нафана (2 Цар. 12,1-7).

глупцом. См. Притч. 23,4.5.

17:12 Престол славы. См. ком. к 14,21; ср. Пс. 98,1.

от начала. Бог избрал Сион Своим престолом еще до того, как был построен храм Соломона (ср. Исх. 15,17).

17:13 надежда Израилева. См. 14,8.22. Целью упования должен быть Сам Бог, не Его храм.

написаны на прахе. Букв.: "на земле". Иногда это слово означает преисподнюю или смерть (Иов 7,21). Ср. Исх. 32,32.

источник воды живой. Ср. 15,18.

17:15 где слово Господне? Недруги Иеремии обвиняли пророка во лжи главным образом до первого нашествия вавилонян (Втор. 18,21.22). См. Мих. 7,10; 2 Пет. 3,4.

17:18 вострепещут... бестрепетен. Ср. 11,20; 12,3; 15,15.

сугубым. См. 16,18, где это слово относится к прегрешениям Иудеи (см. Ис. 40,2 и ком.).

17:19-27 Иеремия призывает народ соблюдать день субботний, напоминая о том, что послушание служит залогом благословения, а непокорность принесет осуждение.

17:19 в воротах сынов народа. Возможно, речь идет о вратах храма (см. 7,2), хотя слова пророка будут звучать и у городских ворот.

17:20 входящие сими воротами. Иеремия проповедует возле ворот, поскольку это было самым оживленным местом в городе (см. Неем. 13,15.19).

17:22 святите день субботний... отцам вашим. Этот стих напоминает об установлении празднования субботы (Исх. 20,8-11; Втор. 5,12-15; Ис. 56,2; Неем. 10,31).

17:25-26 В этих стихах (ср. 22,4) говорится о восстановлении династии Давида и связанного с ней общественного устройства, равно как и о возобновлении богослужений в храме (см. также 23,5.6; 30,9; 33,14-26).

17:27 в ворота. Если народ пренебрежет послушанием, то место, где было нарушено празднование субботы, будет уничтожено в первую очередь.

возжгу огонь... чертоги. Ср. Ам. 1,4.7.10.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →