Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 23 глава

23:3-8 Иеремия пророчествует о новом исходе и о восстановлении царств Давида.

23:3 соберу. Крушение царской власти означает, что Господь Сам займет место царя (24,7 и ком.).

остаток. По сути дела, собирание остатка свидетельствует о непрестанном попечении Бога о Своем народе и Его промысле об исполнении завета. В данном контексте понятие остатка предполагает прежде всего, что некоторая часть Иудеи (ср. Рим. 11,17-24) будет уничтожена, разделив судьбу своих царей, покинутых Богом и понесших заслуженное наказание.

стада Моего. На месте пастыря оказывается Сам Господь (Пс. 22).

будут плодиться и размножаться. Ср. Исх. 1,7.

23:4 поставлю над ними пастырей. Под властью Пастыря они станут пастырями добрыми и с верою будут править царством нового века (Мих. 5,5).

23:5 восставлю Давиду. В основе этих слов лежит 2 Цар. 7,12; обетование Мессии есть исполнение обещанного Давиду (Мф. 1,1.17).

Отрасль праведную. Мессианское понятие; см. Ис. 4,2; 11,1; Зах. 6,12 (где Зоровавель выступает прообразом Христа).

23:6 Иуда ... Израиль. Объединение народов – одна из примет мессианского века (Иез. 37,15-22).

безопасно. Благословения, связанные с царством Мессии, полностью охватывают и сферу телесного, и сферу духовного.

имя. Имя человека не только отличало его от других людей, но и указывало на свойства его души (см. Ис. 7,14; 9,6).

Господь оправдание наше! Эти слова напоминают о значении имени Седекии – Господь – моя правда, – вопреки которому он поступал всю свою жизнь.

23:9 О пророках. См. статью "Пророки".

23:14 они прелюбодействуют... своего нечестия. С точки зрения Ветхого Завета, правая вера и праведная жизнь нераздельны; неудивительно, поэтому, что те, кто не прислушивается к слову Божиему, потворствуют злу (см. 29,21-23).

как Содом... как Гоморра. См. 20,16; Ис. 1,9 и ком.

23:18 стоял в совете Господа. Господь многократно изображается восседающим в сонме небесных существ (3 Цар. 22,19-22; Иов 1,6; Ис. 6,1-8). Однако ветхозаветное изображение человека, стоящего в небесном совете, является уникальным в древней литературе Ближнего Востока. Вместо божественных существ, служивших вестниками богов, представителем Божией власти становится пророк.

23:21 Я не посылал. См. 14,14.

они сами побежали... пророчествовали. С усердием и самонадеянностью ложные пророки распространяли свое учение. См. статью "Пророки".

23:23 вблизи... вдали. Ничто не может укрыться от ока Божиего (см. Пс. 138,2; Ам. 9,2.3). Ср. Втор. 30,11-14.

23:24 См. статью "Вездесущий и Всемогущий".

скрыться... Я не видел бы его. См. Пс. 138,7-12.

Не наполняю ли Я небо и землю? См. Ис. 6,3. Эти слова относятся к ложным пророкам, которые не могут укрыться от Бога.

23:25 мне снилось, мне снилось. Во сне пророк мог воспринять откровение (Чис. 12,6; ср. Иоил. 2,28).

23:28 сон... слово... у мякины... с зерном. Между ложным сновидением и истинным пророческим словом бездна различий, как между мякиной и зерном.

23:29 огню... молоту. Это уподобление означает, что невозможно заблуждаться относительно истинного слова, которое обладает несокрушимой силой.

23:30-32 Я – на пророков. Троекратное повторение усиливает значение этих слов.

23:30 которые крадут слова Мои друг у друга. См. 3 Цар. 22,24.

23:39 забуду. Народ, забывший Бога, будет отвергнут от лица Его.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →