Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 31 глава

31:2 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6,9; 23,3; ср. 15,2).

в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис. 40,3.4; 43,19.20. Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией.

31:3 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай (Исх. 19,34).

любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему (Втор. 7,6.7). См. Быт. 17,7.

благоволение. См. ком. к 9,14; ср. 16,5. Благоволение Божие – знак того, что нарушенный завет будет восстановлен.

31:4 дева Израилева. Ср. 18,13-15, описывающие растление Израиля (см. также 2,20.22).

хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд. 21,19.20).

31:5 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием (Втор. 7,13; 28,4.30).

Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х.

31:6 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны.

на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане (3 Цар. 12,26-33); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения (Иер. 41,5).

31:9 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16).

поведу... потоков вод. См. Пс. 22,2; Ис. 48,21; 49,19.

дорогою ровною. См. Ис. 40,4.

отец... первенец. См. ст. 20; 3,4; Исх. 4,22; Ос. 11,1-4.

31:11 искупит. Букв.: "освободит, заплатив выкуп". Ср. Втор. 7,8; 9,26. См. статью "Искупление".

избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником (Лев. 25,25-28; Иер. 32,7.8). При описании спасения Израиля из египетского плена (Исх. 6,6) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом (Исх. 6,7).

31:15 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

31:21 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь.

31:22 отпадшая дочь. См. 3,14.22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь.

нечто новое. См. Ис. 42,9.

31:27 засею... семенем. Ср. Быт. 15,18, где древнееврейское "отдаленное семя" переведено как "потомство".

31:29 отцы... оскомина. См. Исх. 20,5; Чис. 14,18; Иез. 18,2.

31:30 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор. 24,16; Иез. 18,4-32. Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7,13; 11,7.8).

31:31-34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх., гл. 19-24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх., гл. 12-15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34).

31:31-32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр. 8,7.8), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис. 53,4.5.8.10.12; ср. Евр. 9,12.15; 10,1-4.10.18).

31:31 новый завет. См. 1 Кор. 11,25; 2 Кор. 3,6; Евр. 9,15; 12,24; а также статью "Божий завет милости".

с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23,3 и ком.

31:32 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11,10; 2 Кор. 3,14; Евр. 8,7).

в союзе с ними. См. 2,2. Ср. Еф. 5,25-27; Откр. 19,7; 21,2.9.

31:33-34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души.

31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег – хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью "Божий завет милости".

после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос.

вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс. 36,31; 40,8, Ис. 51,7. Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им.

закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона.

буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев. 26,12; ср. 7,23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть "род избранных, народ святой" (1 Пет. 2,9.10).

31:34 См. статью "Истинное богопознание".

познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22,16.17; 1 Пар. 28,9). Ветхий завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого (Втор. 29,4; ср. Ис. 6,9.10).

ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24,7).

потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр. 10,1-17).

не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе (Евр. 10,3.4.11). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям.

31:35 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт. 1,14-18. Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4,23-26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33,20.21.25.26).

31:38 город. Т.е. Иерусалим.

от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2 Пар. 26,9; Зах. 14,10.11). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета.

31:39 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3; Зах. 1,16; 2,1.

до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно.

31:40 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33).

конских ворот. См. Нав. 3,28.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →