Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии 50 глава

50:1 – 51,64 Данное пророчество о судьбе Вавилона (см. также Ис. 13,1 – 14,23; 21,1-9) является центральным эпизодом книги. До сих пор предсказания Иеремии имели целью показать, что владычество Вавилона над "всеми народами" (27,7) будет продолжительным. Таким образом, Вавилон представал воплощением гнев Божиего. Но, наконец, Иеремия провозглашает суд Божий над самим Вавилоном. Хронологически это пророчество относится к 593 г. до Р.Х. (51,59).

50:2 Вил... Меродах. Мардук (Меродах) – в вавилонском эпосе бог-создатель, "царь богов"; Ваал (Вил) первоначально почитался как самостоятельное божество, но со временем его имя стало одним из имен Мардука (см. Ис. 46,1).

50:3 от севера ... народ. См. 1,14; 6,1. О том, какой именно народ выступает здесь в роли победителя Вавилона, ничего определенного не говорится.

50:5 союзом вечным. См. 31,31-34; 32,40; 33,20.21.

50:9 Я подниму и приведу на Вавилон... от земли северной. См. Ис. 41,25, где говорится о Кире (ср. Ис. 45,1). Народы, составлявшие этот союз, названы в 51,27.28.

50:12 мать ваша. Персонификация Вавилона.

50:19 на Кармиле и Васане... на горе Ефремовой и в Галааде. Эти области Иудеи отличались плодородием.

50:21 Первую половину стиха лучше перевести так: "Иди на нее, на землю Мерафаим и на тех, кто живет в Пекоде". На древнееврейском языке Мерафаим означает "дважды возмутительный" или "вдвойне непокорный". Пекод означает "наказание". Упоминая эти названия вавилонских городов (Марату, Пукуду), автор использует игру слов.

истребляй все. Древнееврейский термин означает полную отдачу чего-то или кого-то Господу, при этом полностью уничтожая отдаваемое.

50:24 Ты пойман, Вавилон, не предвидя того. Поражение Вавилона от руки персов было неожиданным.

50:27 всех волов. Подразумеваются вавилонские воины.

50:28 бегущих и спасающихся. Иудеи, которым удалось спастись из Вавилона, вернулись в Иерусалим.

о мщении за храм Его. Разрушение Иерусалима ознаменовалось пожаром в храме. Этим преступлением Вавилон в особенности навлек на себя гнев Божий.

50:29 Святого Израилева. См. Ис. 1,4.

50:34 Искупитель. См. ком. к 31,1


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →