Комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии 2 глава

2:1-22 В начале второго плача по разрушенному Сиону пророк говорит о гневе Господнем.

2:1 Как помрачил. Ср. 1,1 и ком.

с небес поверг на землю красу Израиля. Крушение ассоциируется с падением звезды (ср. Ис. 14,12).

не вспомнил. Ср. Пс. 88, особенно ст. 38-51. Пророк Исаия уверял, что Бог будет оберегать Сион (см., напр., Ис. 37,32). Иудея же запомнила только эти обещания, забыв о своем долге соблюдать завет с Богом.

подножии ног Своих. Выражение, под которым обычно подразумевается ковчег завета (1 Пар. 28,2; Пс. 131,7) или земля (Ис. 66,1), а в данном случае – Сион (ср. Пс. 98,5).

2:2 укрепления. Городские укрепления Иудеи символизировали Божие покровительство в ответ на соблюдение верности завету (ср. 2 Пар. 10,4-12).

2:3 роги Израилевы. Рог служит метафорой силы и благоденствия.

2:4 как неприятель. Бог сначала помогает врагу, затем Сам опускает карающую десницу (см. 1,15 и ком.).

излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами (Пс. 68,25).

натянул лук Свой. Ср. Втор. 32,42. У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер. 6,11; 7,20; Ос. 5,10).

дщери Сиона. См. ком. к 1,6.

2:6 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме.

2:7 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение.

2:8 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис. 34,11; Ам. 7,7.8).

2:9 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1 Цар. 3,1; Иер. 8,8-10; 18,18).

2:10 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2,12.13; Плач 1,4).

2:11 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер. 4,19.

2:11-12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20).

2:13 утешить. См. ком. к 1,2.

2:14 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества (Иер. 5,12.13; 23,9-40; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор. 18,21.22.

2:15 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс. 47,3; 49,2).

2:16 поглотили мы его. Ср. 2,5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе.

2:17 рог. См. ком. к ст. 3.

2:18 день и ночь. Ср. Втор. 28,67.

2:19 детей твоих. См. ком. к ст. 12.

2:20 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер. 19,9). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает (Ис. 66,13). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.

священник и пророк. О грехах священников и пророков см. 4,13.

2:22 созвал... как на праздник, ужасы мои. Настойчивые призывы к покаянию не были услышаны, вследствие чего наступило неотвратимое. См. Иер. 6,25; 20,10.

день гнева Господня. Иеремия не обвиняет Бога, что Он поразил Израиль в слепом гневе, напротив, он признает справедливость Божиего суда.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →