Комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии 5 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

5:1-22 Рассказывая о последствиях упадка Сиона, пророк еще раз призывает к возрождению.

5:1 Вспомни... над нами совершилось. Сион более не испытывает мук осады опустошения (как в гл. 4), но вслед за военным вторжением наступило время новых суровых и унизительных испытаний.

5:2 Наследие наше. Наследием, данным Израилю от Бога, является земля (ср. Втор. 4,21; 12,9), территория же Иудеи дана племени Иудину (Нав. 15,20-63).

чужим... иноплеменным. Земля была дана в удел непосредственно Израилю, которому, чтобы владеть ею, пришлось изгонять иноплеменников.

5:3 сиротами... вдовы. Сироты и вдовы были самой беззащитной и зависимой частью общества, поскольку их положение не предусматривало доступа к долевому участию в пользовании землей (Втор. 14,28.29). Не сумев позаботиться о сиротах вдовах, греховный Израиль сам должен испытать их судьбу.

5:4 за деньги. Ситуация, переосмысляющая Втор. 6,10.11 (ср. Втор. 8,7-10) и в особенности Нав. 9,21-23.

5:5 не имеем отдыха. Ср. Втор. 12,9. Покой является неотъемлемой частью Божиего благословения (ср. 1,3).

5:6 Египтянам ... Ассириянам. Напоминание о вассальной зависимости, часто принимавшейся добровольно (см. 4,17 и ком.; ср. также 2 Цар. 18,14).

5:7 Отцы наши грешили... мы несем наказание. Ср. Иер. 31,29.30. Каждый человек и каждое поколение несут груз собственных грехов, а не только грехов предыдущих поколений.

5:8 Рабы. Уничижительное упоминание вавилонян подразумевает, что нынешнее состояние не соответствует истинным взаимоотношениям между Богом, Израилем и другими народами. Израиль – это народ, в действительности освобожденный от рабства (Втор. 15,12-18); рабами же являются те, кто не служит истинному Богу (см. 1,1 и ком.).

5:9 от меча, в пустыне. Возможно, речь идет о мародерах, нападавших на беззащитных людей.

5:11-13 В этих стихах явлены новые образы позора и унижения.

5:11 девиц. Потеря девственности вне брака ставила клеймо позора как на женщину, так и на ее семью; вероятно, это имело и другие серьезные последствия (Втор. 22,13-21).

5:12 повешены. Повешение тела после казни было дополнительным знаком позора (Втор. 21,22.23; 1 Цар. 31,10).

5:13 берут к жерновам. Работа, унизительная для молодого человека (ср. Суд. 16,21), так как традиционно ее выполняли женщины.

5:14 В этом стихе через описание утраченного сообщаются некоторые эпизоды прежней жизни Иудеи.

5:16 венец. Некоторые толкователи относят эту метафору непосредственно к Иерусалиму (ср. Плач 1,1; 2,15; 5,18). Скорее всего, это символ славы Израиля среди других народов (ср. Исх. 19,6).

горе... согрешили. См. ком. к ст. 7.

5:18 опустела гора Сион. Пророк возвращается к позору избранного града Божия, разрушенного и покинутого.

5:19 престол Твой – в род и род. "Упал венец с головы" народа (ст. 16), но царственность Господа – вечна.

5:21 Обрати... обратимся. Пророк не видит возможности возрождения родной земли без обращенного к Богу покаяния. См. Иер. 31,18.

Путь к обновлению.

5:22 Неужели. Из бездны отчаяния пророк не дает сокрушить себя великой болью, а взывает к милосердию Божиему как основе будущего спасения.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →