Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Даниила 4 глава

4:5 Валтасар. См. ком. к 1,7.

дух святаго Бога. Присутствием Духа Божия объясняются выдающиеся способности Даниила – его проникновение в Божий тайны.

4:7-9 дерево. См. уподобление Ассирии дереву в Иез. 31. Сходные образы встречаются также в Пс. 1,3; 36,35; 51,8; 91,12; Иер. 11,16.17; 17,8.

высота его достигала до неба. Слово "небо" (арам.: "шемайя") переводится также как "небеса", являясь ключевым словом данной главы. Во сне царство представляется Навуходоносору деревом, вознесшимся от земли до небес, а птицы, укрывающиеся в его ветвях, как бы связывают эти две сферы. Но жизнь и благополучие владыки этого царства, чья гордыня уже ждет наказания, зависят лишь от воли Божией.

4:10 Бодрствующий и Святый. Хотя и в языческих религиях боги вмешиваются в земные дела, сон Навуходоносора соответствует истине, ибо он видит ангела, исполняющего волю Всевышнего (Лк. 2,8-14; Гал. 3,19).

4:13 дастся ему сердце звериное. Душевная болезнь, при которой человек воображает себя волком или иным животным, называется ликантропией (от греческого "лише" – волк и "антропос" – человек).

пройдут над ним семь времен. Речь идет о неких семи периодах, продолжительность которых не вполне ясна (ср. ст. 23, 25). Большинство толкователей полагают, что "время" равняется одному году. По крайней мере, исходя из ст. 30, можно утверждать, что этот период дольше, чем день, неделя или месяц.

4:19 это ты, царь. Приступая к истолкованию сна, пророк сразу соотносит его с судьбой Навуходоносора, что напоминает эпизод с Нафаном и Давидом (2 Цар. 12,7).

4:22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями. В отличие от ст. 23, Даниил говорит здесь о болезни Навуходоносора более определенно.

доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Бог подвергает Навуходоносора унижению, желая, чтобы тот признал Его всевышнюю власть. См. 3,15 и ком.

4:23 царство твое останется при тебе. Несмотря на тяжкую и долгую болезнь, Навуходоносор сохранит свое царство, если признает власть Божию.

власть небесную. Это первое в Писании употребление слова "небеса" в смысле – Бог (4,34; ср. Мф. 5,3; Лк. 6,20).

4:30 О болезни Навуходоносора см. ком. к ст. 13 и 22.

ел траву, как вол. Поразившую Навуходоносора форму ликантропии иногда называют боантропией (от греческого слова, означающего "вол").

4:31 См. статью "Бог царствует: полновластное владычество Божие".

4:31.32.34 Хотя Навуходоносор исповедует всемогущество Божие вполне определенно, он все-же не говорит, что верит в Бога Израиля как Бога единого, живого и истинного.

4:34 Царя Небесного. В данном эпитете воплощена центральная тема главы – утверждение власти Божией как власти Небесной. См. статью "Бог царствует: полновластное владычество Божие".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →