5:1 Валтасар царь. Имя Валтасар означает «Ваал да хранит царя» (не путать с вавилонским именем, данным Даниилу, см. ком. к 1:7, которое в оригинале имеет другое написание). Из вавилонских исторических источников известно, что Валтаcap, старший сын Набонида, последнего вавилонского царя, был соправителем отца и исполнял его обязанности в Вавилоне, в то время как сам Набонид длительное время пребывал в Аравии. События, описываемые в этой главе, относятся к 539 г. до Р.Х., когда вавилонское царство сорок два года спустя после смерти Навуходоносора было завоевано персами.

5:2 Вкусив вина, Валтасар. Опьяненный Валтасар совершает святотатство, ибо и язычнику следовало почитать священную утварь чуждой ему религии.

золотые и серебряные сосуды... из храма Иерусалимского. См. ком. к 1:2.

отец его. Навуходоносор назван отцом Валтасара также в ст. 11, 13 и 18, а в ст. 22 сказано, что Валтасар был его сыном. Точно известно, что Валтасар был сыном Набонида, а не Навуходоносора, однако нужно иметь в виду, что в древнем мире словами «отец» и «сын» часто называли как прародителя и потомка, так и предшественника и преемника. Таким образом, по всей видимости, Валтасар приходился Навуходоносору внуком, а мать его, Никотрис, была дочерью Навуходоносора.

5:4 славили богов. Валтасар осквернил священные сосуды не только тем, что пользовался ими как повседневной утварью, но и тем, что пил из них во славу ложных языческих божеств.

5:7 обаятелей, Халдеев и гадателей. См. ком. к 1:20; 2:2. Ср. 2:27; 4:4.

кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его. Как и Навуходоносор, Валтасар требует и рассказать знамение, и объяснить его.

третьим властелином будет в царстве. Т.е. соправителем Валтасара и Набонида (см. ком. к 5:1).

5:10 Царица. Жены Валтасара уже присутствовали на пиршестве (ст. 2−3), так что здесь, по-видимому, имеется в виду вдова Навуходоносора или, что более вероятно, его дочь Никотрис — жена Набонида и мать Валтасара.

5:11 дух святаго Бога. См. 4:5. Царице-матери лучше, чем Валтасару, известны прежние деяния Даниила. Пророк был юношей, когда шестьдесят лет назад (в 605 г. до Р.Х., см. ком. к 1:1) оказался в Вавилоне. В 539 г. до Р.Х. ему было уже за восемьдесят.

5:12 Валтасаром. См. ком. к 1:7.

в нем... оказались. См. ком. к 4:5.

5:16 третьим властелином будешь в царстве. См. ком. к ст. 7.

5:17 дары твои пусть останутся у тебя. Возможно, что в данном эпизоде Даниил отказывается от награды не только потому, что не ищет почестей, но и сознавая, что может ответить царю лишь по милости Божией и не хочет ни присваивать ее, ни обращать себе в выгоду (Быт 14:23).

5:18 отцу твоему Навуходоносору. См. ком. к ст. 2.

5:20−28 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».

5:21 владычествует Всевышний Бог. В этом утверждении обобщено богословское содержание всей книги (см. Введение: Характерные особенности и темы).

5:22 сын его. См. ком. к ст. 2.

хотя знал все это. Царь не заслуживает прощения, и вина его тяжелее вины Навуходоносора, ибо время милосердия теперь уже в прошлом (1Тим 1:13).

5:24 За это. Письмена на стене — ответ Господа на вызов дерзкого и самонадеянного Валтасара, забывшего, как Бог явил Свое могущество во времена Навуходоносора.

5:27 Текел. Может означать «взвешен» или «сикль». Это слово может быть и глаголом, и существительным. Даниил читает его как глагол «взвешен», и, по его мнению, это означает, что на весах Божиих праведность Валтасара оказывается ничтожной.

5:28 Перес. Может означать «разделен», или «пол-мины», или «пол-сикля». Даниил также читает это слово как глагол «разделен» и толкует его как знамение того, что царство отнимется у Валтасара и будет отдано мидянам и персам. По всей видимости, остальные участники пиршества восприняли эти слова как наименования монет различного достоинства (мина, равная шестидесяти вавилонским сиклям, сикль и полсикля), и тогда ясно, почему смысл надписи остался им непонятен.

Мидянам и Персам. См. Введение: Трудности истолкования.

5:29 по повелению Валтасара. Как и Навуходоносор, Валтасар удостоил Даниила почестей, но, в отличие от своего отца, не вспомнил при этом о Боге (2:46−47).

5:30 Валтасар... был убит. Обстоятельства гибели Валтасара неизвестны. Однако хроники Набонида и Кира, а также греческие историки Геродот и Ксенофонт сообщают, что Вавилон был взят после неожиданной атаки персов, застигшей врасплох танцующих и веселящихся вавилонян.

5:31 Дарий Мидянин. Историческая состоятельность этого и прочих упоминаний Дария в книге пророка Даниила (6:1, 6, 9, 25, 28; 9:1; 11:1) неоднократно ставилась под сомнение. О разногласиях по этому вопросу см. ком. к 6:1. Титул Дария заставляет усомниться в том, что второе царство в книге пророка — царство персов, на смену которым пришли мидяне. Скорее, это особое персо-мидийское царство (см. Введение: Трудности истолкования).

шестидесяти двух лет. Падение Вавилона было предопределено уже в тот момент, когда там оказались иудейские пленники. Вес мины, по всей вероятности, равнялся весу шестидесяти сиклей и вместе с сиклем и двумя половинами сикля (см. ком. к ст. 25) это составляло число шестьдесят два, и, таким образом, Дарий своим завоеванием исполнил пророчество.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Даниила, 5 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.