Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Даниила 6 глава

6:1 Угодно было Дарию. См. ком. к 5,31. Из того, что Дарий не упоминается ни в одном из существующих источников, кроме Писания, а значит, после Валтасара и Набонида вавилонское царство перешло непосредственно к Киру (см. ком. к 5,1), не следует, что Даниил ошибается. Есть основания полагать, что имя "Дарий Мидянин" можно понимать трояко: как династическое имя Кира, основателя Персидского царства, как титул Кира и как прозвище Гобрия, вавилонского военачальника, перешедшего от Навуходоносора к Киру и взявшего Вавилон, за что персидский царь и поставил его правителем над захваченными вавилонскими землями.

6:3 Даниил превосходил прочих. См. 1,7; 4,8; 5,12.

6:5 в законе Бога его. Недруги Даниила невольно признают не только безупречную честность пророка, но и его благочестие и верность Богу Израиля.

6:7 согласились между собою. Разумеется, Даниила в их числе не было. Придирчивость вельмож Дария объясняется тем, что они любой ценой пытаются доказать царю свою преданность.

кто... будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя. Дарий видел в этом решении скорее политический, чем религиозный смысл, рассчитывая таким образом укрепить свою власть над только что завоеванными землями.

6:8 неизменен, как закон Мидийский и Персидский. См. Есф. 1,19; 8,8. Постоянство персидских законов подтверждают и другие источники. Царский указ породил противоречие между верой Даниила и его государственными обязанностями.

6:10 открыты против Иерусалима. См. 1 Цар. 8,44.48; Пс. 5,7; 137,2.

преклонял колени. Обычно иудеи молились стоя (1 Пар. 23,30; Неем., гл. 9), но в особых случаях в знак смирения преклоняли колени и простирались ниц (3 Цар. 8,54; Езд. 9,5; Пс. 94,6; Лк. 22,41; Деян. 7,60; 9,40).

6:13 который из пленных сынов Иудеи. Именование Даниила по этническому признаку, возможно, выражает предубежденность царских чиновников по отношению к иудеям (3,8).

6:14 и положил в сердце своем спасти Даниила. Дарий сразу понял, что стал орудием придворной интриги. Его расположение к Даниилу в результате этой интриги нисколько не переменилось.

6:16 Бог твой... спасет тебя. Против своей воли Дарий подписал указ и, тем не менее, он надеется, что Бог Даниила придет на помощь Своему преданному рабу.

6:17 царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих. Перстни с печатками и собственно печати были широко распространены в Ассирии, Персии и Вавилоне. Чтобы получить отпечаток, перстень или круглую печать прикладывали к мягкой глине; полученный оттиск указывал на владельца печати и рассматривался как факсимиле. Сломать чужую печать значило совершить преступление.

6:22 Бог мой послал Ангела Своего. По всей вероятности, это был Ангел Господень (см. ком. к 3,49).

6:23 повелел поднять Даниила изо рва. Царский указ уже был фактически исполнен, и поэтому данное повеление не противоречило ему.

6:26-27 См. 2,47; 3,17.18.28.29; 4,2.3.28-37; 5,18.29. Как и в предыдущих эпизодах, Бог являет Свое превосходство над земными правителями и царствами и Свою власть, объемлющую творение и историю. Дарий своим повелением особо и глубоко исповедует Бога Израиля как Бога живого, вечносущего, подающего избавление и спасение, Чье царство несокрушимо и вечно.

6:26 повеление. Данное повеление Дария свидетельствует об обращении этого язычника к вере в Бога Даниила не более, чем слова Кира о том, что он отпускает евреев на родину по велению Божию (Езд. 1,3.4; Ис. 44,28; 45,4).

6:28 в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского. Или: "в царствование Дария, которое есть царствование Кира". Данное место можно понимать двояко: 1) Даниил "благоуспевал" под властью Гобрия и под властью Кира; 2) Даниил "благоуспевал" в царствование Дария и, что то же самое, в царствование Кира. В последнем случае имена Дарий Мидянин и Кир обозначают одного и того же правителя (см. ком. к ст. 1).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →