Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии 8 глава

8:1-14 Осия осуждает идолопоклонство народа Божия и его стремление обрести внешних союзников.

8:1 Трубу. Сигнал тревоги (ср. 5,8) предупреждает, что враг (Ассирия), подобно летящему орлу или грифу (ср. Авв. 1,8; Втор. 28,49.50; Иер. 4,13; 48,40; Плач 4,19), стремительно приближается, чтобы свершить суд Божий.

дом Господень. Это выражение может относиться как к стране (Израилю), так и к храму (9,8.15).

завет Мой и... закон Мой. Отвергнуть условия завета было равносильно бунту против Бога (4,6; 6,6.7; 7,13; 8,12).

8:2 мы познали Тебя. В своих мольбах о помощи израильтяне уверяли, что знают Бога, но их дела противоречили словам (6,1). См. Введение: Особенности содержания и темы.

8:3 доброе. Это собирательное понятие объединяет все благословения, дарованные Богом под сенью завета. Но оно может также относиться к единственному источнику добра – Самому Богу (Ам. 5,14.15; Мих. 6,8).

8:4 царей... князей. Неподчинение Израиля Богу ярко проявилось и в сфере политической жизни: он игнорировал волю Божию, выбирая себе правителей. Это привело к целой серии заговоров и убийств (7,3-7; 4 Цар. 15,8-30). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

идолов. Изготовление идолов из серебра и золота также свидетельствовало о том, что израильтяне открыто отвергают Бога (8,5; Исх. 20,3-6; 34,17; Лев. 19,8).

8:5-6 телец. Если судить по параллельным упоминаниям, изображение тельца первоначально служило пьедесталом для статуи языческого божества. Иеровоам II придал ему статус идола, изображающего Господа (3 Цар. 12,26-30; ср. Исх. 32), поэтому здесь о нем говорится как о самостоятельном объекте поклонения.

доколе. Сетование, в котором выражается скорбь Господа о грехах Израиля, целенаправленно противопоставлено выражению гнева Божия.

8:7 сеяли... пожнут. Это выражение подчеркивает причинно-следственную связь между грехом и неотвратимостью наказания (ср. 10,13; Иов 4,8; Пс. 125,5.6; Притч. 11,18; 22,8; Гал. 6,7-9).

8:8 негодный. Хотя Израиль и был однажды избран из всех народов (Исх. 19,5; Ам. 3,2), он уже растерял все благое и ценное, чем обладал.

8:9 пошли к Ассуру. Вероятно, здесь говорится о том, что царь Осия пошел в подчинение к Ассирии, чтобы удержать власть, захваченную им после убийства Факея (ср. 7,8-12; 4 Цар. 15,19; 17,13). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

дикий осел. Игра слов, основанная на созвучии между "дикий осел" и "Ефрем" наводит на мысль, что сравнение делается с Ефремом (Израилем), а не с Ассирией. Именно Ефрем упрямо отвергал заступничество Божие и отдавал свое предпочтение Ассирии (4 Цар. 15,19; 17,3).

8:10 соберу их. Суд Божий настигнет израильтян (ср. Иоил. 3,2; Соф. 3,8).

царя князей. Ассирия, силе которой подчинился Израиль, станет орудием суда Божия.

8:11 жертвенников. Построенные для молений алтари северного царства стали местом греха.

8:13 В жертвоприношениях. Тщетно нераскаявшиеся израильтяне участвуют в жертвоприношениях (Лев. 7,11-18; Втор. 12,7; Иер. 7,21).

возвратятся в Египет. По иронии судьбы Египет, из которого Бог с отеческой любовью вывел народ Израиля (11,1), теперь вновь стал для него местом плена и наказания (9,3; 11,5; Втор. 28,68).

8:14 чертоги. Уверенность Израиля в том, что построенные дома и укрепления сохранят их веру в неприкосновенности и обеспечат военно-политическую безопасность, оказалась ложной.

огонь. См. Ам. 1,4-2,5.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →