10:1−8 В этом разделе книги, в отличие от ее предыдущей и последующей частей, не Господь говорит устами пророка, но пророк говорит о Господе. Пророк свидетельствует, что Израиль повинен в идолопоклонстве, и предрекает ниспровержение языческого культа, захват Ассирией главного идола и падение царя Израильского (см. ком. к 10:7).

10:1 ветвистый... умножает. За то процветание, о котором здесь говорится, израильтяне не благодарят Господа, но, приписывая его языческому богу, совершают ему приношения.

виноград. Плохому вину прежнего Израиля противопоставляется доброе вино нового Израиля (Ин 15:1−8).

10:2 сердце. Сердца людей должны «родиться вновь».

Он. Господь.

10:3 нет... царя. Независимо от того, занимает ли царь еще свой трон, вот-вот будет смещен с него или уже смещен, он все равно ничего не стоит без руководства Божия.

10:4 слова пустые. Возможно, обещания верности Ассирии, данные царем в форме договора или присяги, которые не имеют силы, потому что давались перед языческими ассирийскими богами (ср. ст. 6). Но более вероятно, речь идет о том, что царь нарушил свои обязательства перед народом (ср. 2Цар 3:21; 2Цар 5:3).

ядовитая трава. См. Ам 6:12.

10:5 вострепещут... восплачет... радовавшиеся. Осия высмеивает благочестивые чувства, которые народ выказывал идолу.

Самарии. См. ком. к 7:1.

тельца Беф-Авена. См. ком. к 8:5. С самого своего возникновения он был источником греха.

жрецы. Для народа Божия, при всем его несоответствии призванию, телец и его жрецы (ср. 4Цар 23:5; Соф 1:4) не были, по-видимому, внешним заимствованием. Скорее, они являлись носителями традиционной (хотя и крайне извращенной) формы поклонения Господу, бытовавшей в Израиле (3Цар 12:31−33).

10:7 царь ее. Имеется в виду либо царь Израильский, либо, что более вероятно, телец (идол).

10:8 высоты. См. 4:13−14.

горам: «покройте нас»... холмам: «падите на нас». Эти слова передают нарастающий страх перед гневом Божиим. Люди готовы скорее умереть, чем пережить новое осуждение от Него. Это место из книги пророка Осии процитировал Иисус в Лк 23:30. См. Откр 6:16.

10:9−15 Осия возглашает, что Израиль посеял семена нечестия и пожал плоды от них.

10:9 Гивы. См. ком. к 9:9.

10:10 двойное преступление. Возможно, это выражение относится к прошлым грехам, содеянным в Гиве, или к нынешнему греху Израиля — его религиозному и политическому вероломству, или же к постоянным и бесплодным колебаниям Израиля.

10:11 Ефрем... Иуда. Имеется в виду весь еврейский народ — северное и южное царства.

обученная телица, привычная к молотьбе. Изначальное призвание Израиля раскрывается в образе послушного и обученного животного, которое молотит собранное зерно и может есть во время работы (ср. 11:4; Втор 25:4; Притч 12:10; Иер 50:11). Иисус возлагает легкое бремя на Своих учеников (Мф 11:28−30).

10:12 Сейте. Израиль был избран, чтобы служить светом язычникам и распространять по земле праведность.

милость. См. ком. к 2:19, 20. Посеявшие правду и добро соберут благой урожай.

распахивайте у себя новину. Распаханная целина даст особенно обильный урожай.

взыскать Господа. Призыв обратиться к Богу в бедах и отчаянии (ср. Втор 4:29−31).

дождем... правду. Бог дает урожай (1Кор 3:6).

10:13 возделывали нечестие. Вместо того, чтобы беречь и развивать благодатные отношения с Богом (ст. 12), Израиль сеял и пожинал нечестие, пользовался плодами зла, обмана и подлости (7:3; 10:4; 12:1).

потому что ты надеялся на путь твой. Наказание Божие (военное поражение, ст. 14) напрямую связано с преступной самонадеянностью Израиля, полагавшегося на собственную военную мощь, а не на Господа (Иер 9:23−24). Милость, дарованная Богом, требует от Его избранников полного доверия Ему.

10:14 Салман разрушил Бет-Арбел. Тем, кто слушал пророчество Осии, это событие должно было служить напоминанием о сопровождавшей его особой жестокости. Другие источники о нем не упоминают. Салмана отождествляют либо с одним из ассирийских царей — Салманассаром III (859−824 гг. до Р.Х.), Салманассаром V (727−722 гг. до Р.Х.), либо с моавитским царем Салманассаром, правившим в ту же эпоху. Бет-Арбел обычно отождествляется с городом Ирбид в земле Галаад.

мать была убита с детьми. Подобная жестокость была обычна на древнем Ближнем Востоке (ср. 14:1; 4Цар 8:12; 4Цар 15:16; Пс 136:8−9; Ис 13:16; Ам 1:13; Наум 3:10). Поскольку Израиль не сохранил верность завету, он будет разрушен.

10:15 Вефиль. В книге пророка Осии обычно называется Беф-Авен (4:15; 5:8; 10:5). Иногда (в частности, в Септуагинте) это слово переводится не как название города, а как «дом Израилев».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии, 10 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.