3:1 — 6:14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2:6−16.

3:1−15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля.

3:1−8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам.

3:1 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4:1 и 5:1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета (Втор 4:1; 5:1; 6:3−4). См. также Ис 1:2; Иер 2:4; Ос 4:1.

3:2 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор 7:7−8: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим».

потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч 3:11−12).

3:3−6 В этих стихах пророк ставит ряд вопросов логического, причинно-следственного характера, ответы на которые представляются настолько ясными, что ни для кого не составит труда найти их. Амосу, как пророку, необходимо было с очевидностью убедить слушателей в том, что его слова — это слова Самого Бога.

3:3 Пойдут ли..? Подразумевается, что народ Божий «ходит» путями Господа (Пс 118:3). В данном случае можно утверждать, что пророк «ходил под Богом», стремясь преисполниться Его святостью (ср. Гал 2:20).

3:4 Ревет ли..? Т.е. звук, который издает лев, готовясь к нападению.

подает ли свой голос львенок..? Выражение «подать голос» мы встречаем в 1:2, где оно использовано по отношению к Господу в значении «возгреметь».

3:5 силка. Суть стиха в том, что ни одна птица не попадется в ловушку, где нет приманки (ср. Еккл 9:12).

3:6 труба. См. ком. к 2:2.

бедствие. Букв.: «зло». Речь идет о бедствиях, которые Господь соизволением Своим насылает в качестве наказания как на отдельных людей, так и на целые народы.

3:7 Господь Бог. Букв.: «Господь Яхве».

не открыв Своей тайны. Господь открывает Свои замыслы пророкам, а через них и всем людям. По великой милости Своей Он делает это для того, чтобы предостеречь от греха и побудить их к покаянию.

рабам Своим, пророкам. Моисей, главнейший из ветхозаветных пророков, а вслед за ним и все пророки, назывались «рабами Господними» (Втор 34:5; ср. Иер 7:25; Иез 38:17; Дан 9:10).

3:8 кто не будет пророчествовать? Пророчествовать — долг Амоса; цель возвещения — пробудить совесть у Израиля и заставить народ очнуться от своего обманчивого оптимизма (Втор 18:18; ср. Ин 7:16; Ин 14:24).

3:9 Провозгласите. Это повеление обращено, по-видимому, к рабам Господним — пророкам. Ср. Ис 40:1−2; Иер 5:1, 10, 20.

на кровлях. Имеются в виду царские крепости. См. 1:4.

в Азоте... в земле Египетской. Пророк взывает ко всему, что есть благородного в этих языческих странах, дабы обличить все несправедливости, царящие в Самарии. Те, кто призывается в свидетели грехов Израиля, являют собой большую праведность, нежели Израиль, хотя именно последний, в силу данного ему закона Божия, должен быть более праведным, чем они.

бесчинство. Иначе: «волнения». Это слово со значением, противоположным понятию «мир» (евр.: «шалом»), употребляется также в 2Пар 15:5. Причиной таких бесчинств является грех.

3:10 насилием и грабежом. Букв.: «насилием и разрушением». Пророк обличает израильских вельмож и богачей, которые увеличивали свое состояние за счет нещадной эксплуатации и ограбления бедных слоев населения.

3:11 неприятель. Ассирия.

низложит... ограблены будут. Это место перекликается со словами завета, в которых Господь грозит Своему народу поразить его проклятием в случае неповиновения Ему (Втор 28:52).

3:12 как... пастух исторгает. Бог, как пастырь, всегда охранял Свой народ (1Цар 17:34−37). Теперь же, когда «овцы Израиля» далеко разбрелись от Своего Пастыря, Он спасет только очень небольшую их часть — остаток.

в Дамаске на ложе. Иначе: «на одной стороне дивана и на краю ложа». Богатые праздно возлежат на ложах, наслаждаясь роскошью, приобретенной ими за счет бедных (6:4).

3:13 Слушайте и засвидетельствуйте. Данное повеление, возможно, обращено к язычникам, призванным в свидетели, но, возможно, оно относится к посланцам Господа, которые должны привести свидетелей-язычников (3:9).

3:14 в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его. Ср. Исх 32:34.

жертвенники в Вефиле. Иеровоам I воздвиг алтарь в Вефиле и установил золотого тельца, чтобы израильтяне впредь поклонялись ему. И алтарь, и телец были разрушены Иосией во время его попыток провести религиозную реформу.

роги алтаря. Для того, чтобы получить убежище, преследуемому нужно было взяться за роги алтаря (ср. 3Цар 1:49−51), что, однако, не всегда его спасало (3Цар 2:28−35). В данном случае говорится о том, что роги эти будут отсечены, и тогда последнее средство спасения отнимется у греховного Израиля.

3:15 дом зимний... домом летним. Иметь два дома — летний и зимний — считалось роскошью, доступной только царям и очень богатым людям. Господь разрушит их чертоги. Ассирия — орудие Его гнева.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Амоса, 3 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.