Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Ионы, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Писание мало говорит нам о личности Ионы, имя которого означает "голубь". Он был сыном Амафии (1,1). Об Амафии не известно ничего. Кроме данной книги, Иона упоминается в Ветхом Завете еще только раз (4 Цар. 14,25) как пророк, возвестивший Божие благословение Израильскому царству во время правления Иеровоама II (793-753 гг. до Р.Х.). Этот монарх расширил границы своего царства за чет Сирии по слову Господа, "изреченному чрез Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера". Рассказ об Ионе ведется анонимно.

Время и обстоятельства написания

На основании 4 Цар. 14,25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р.Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р.Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания (см. ком. к 3,3).

Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4 Цар. 14,25-28, он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона (3 Цар. 8,65). Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее – Озии (792-740 гг. до Р.Х.), знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания.

Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости (Ос. 1,2-8; 2,1-13; 4,1 – 5,14; 6,1-6; 7,11-16; 8,1 – 9,17; 11,1-11; 12,3-8; Ам. 2,6-16; 3,9-15; 5,21-24; 7,7-17). В отличие от обличений современных ему пророков слово Ионы, обращенное к Иеровоаму, обещало территориальные приобретения за счет Сирии.

Книга Ионы – это рассказ о Боге, о Его милости и любви. Господь был Богом Израиля, которому в первую очередь предназначалась милость Господня и спасение. Тем не менее Ионе предстояло узнать вместе со всем народом, что Израиль не обладал монопольным правом на спасительную любовь Господа (Рим. 3,29). Если иметь в виду исключительные отношения между Господом и Его избранным народом (народом завета), то это был тяжелый урок. Иона разделял со многими своими соотечественниками сильные националистические чувства и веру в исключительность своего народа, что мешало ему понять милость Божию. История Ионы – это подтверждение слов: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс. 144,8).

Трудности истолкования

Некоторые исследователи ставят под сомнение единство книги как литературного памятника, выдвигая теории о нескольких авторах или, по меньшей мере, о существенном ее редактировании. Но такие попытки отрицания литературного единства текста не убедительны.

Что же касается самой истории Ионы, то, в основном, предлагается четыре варианта ее оценки: аллегория, "мидраш", притча и исторический рассказ. В тексте отсутствуют какие-либо указания, которые говорили бы в пользу аллегорического ее понимания.

"Мидраш" (евр.: "драш" – истолкование) – это особый вид интерпретации Священного Писания в иудаизме, который заключается, в основном, в комментариях. При таком подходе Книгу пророка Ионы признают комментарием к некоторым другим местам Писания, таким, как Исх. 34,6.7 (Иона 4,2), в которых описываемые события не обязательно обладают исторической достоверностью. Такой подход не совпадает с заслуживающими доверия свидетельствами в пользу историчности книги, не говоря уже о свидетельстве Христа (Мф. 12,39-42; Лк. 11,29-32).

Интерпретация рассказа об Ионе как притчи, вероятно, является наиболее широко распространенной. Существует ряд аргументов против такого взгляда, например, необычная сложность и длина рассказа. Но самое главное, такая интерпретация лишает Книгу пророка Ионы ее исторической основы.

Рассказ сосредоточен на конкретной личности и был написан как историческое сочинение. В еврейской традиции это сочинение воспринималось как подлинная история, и слова Христа об Ионе (Мф. 12,39-42; Лк. 11,29-32) свидетельствуют о его историчности. Тем не менее исследователи подвергают сомнению историческую интерпретацию по ряду оснований (Ниневия, кит, растение).

Книга Ионы – прежде всего откровение любви Божией, вовлекающей и язычников во спасение. Эта мысль выражает в зародыше то, что впоследствии станет ядром благовестия Нового Завета: "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2,4).

Характерные особенности и темы

В дополнение к учению о милости и любви Божией ко всем народам через всю книгу проходит тема всемогущества Божиего. Бог изображается в ней как Творец, Создатель неба и земли (1,9). Творение Божие покорно выполняет любое Его повеление (1,4.15; 2,1.11; 4,6-8).

Эта книга не состоит, как другие, из речей и предсказаний, а представляет собой просто рассказ. Особенность книги – безграничное всемогущество Божие, заключенное в выражениях: "и повелел Господь" (2,1) – киту; "и произрастил Господь" (4,6) – растения; "и устроил Бог так" (4,7) – червь; "навел Бог знойный восточный ветер" (4,8).

Содержание

I. Непокорность и спасение Ионы (1,1 – 2,11)

А. Господь дает поручение Ионе; Иона отвергает Его поручение (1,1-3)
Б. Пророк бежит от Господа (1,3)
В. Господь преследует его: Иона попадает в шторм (1,4-16)
Г. Господь сохраняет Иону от смерти (2,1)
Д. Иона обращается к Господу с благодарениями и спасается (2,2-11)

II. Покорность и спасение Ионы (3,1 – 4,11)

А. Господь дает Ионе поручение во второй раз (3,1-2)
Б. Пророк с покорностью подчиняется (3,3)
В. Иона проповедует; Ниневия раскаивается и спасается (3,3-10)
Г. Иона гневается из-за снисхождения Господа к язычникам (4,1-3)
Д. Господь дает Ионе урок Божественной любви (4,4-11)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Иона , введение, другие комментарии и толкование: