Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Софонии 2 глава

2:1-3 Пророки, посланные Господом, чтобы поддерживать в народе Божием верность завету, часто выступали с предостережениями (Ам. 4,12; 5,5.6; Ос. 2,4.5; 4,15; Ис. 1,16-20; 55,1-6; Мих. 6,8).

2:1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте. Иначе: "Соберитесь вместе". Пророк призывает людей сосредоточиться, чтобы осознать смысл обращенного к ним пророчества (ср. Ис. 34,1; Иер. 4,5; Иоил. 2,15.16; 3,11). Сообщая людям через пророка об ожидающем их суровом приговоре, Бог являет им Свое милосердие, ибо ждет покаяния от слышащих Его.

2:2 пламенный гнев Господень. Букв.: "жар гнева Господня". См. Исх. 32,12; Чис. 32,13; Втор. 13,18; Иер. 4,26; 12,13; 25,37.38; Иона 3,9; Наум 1,6; Пс. 84,4.5. В книге пророка Осии говорится: "Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог, а не человек" (Ос. 11,9; ср. Исх. 34,6.7).

2:3 Взыщите Господа. См. 1,6 и Ис. 55,6.7. Призыв искать Господа раскрывается далее в словах: "взыщите правду, взыщите смиренномудрие". Ср. Ам. 5, где пророк говорит: "Взыщите Господа" (5,6), "Ищите добра, а не зла" (5,14).

может быть, вы укроетесь. Ср. Ам. 5,15. Господь непременно помилует тех, кто ищет Его (Ис. 55,7). Здесь выражены, с одной стороны, надежда пророка на то, что "смиренный" остаток (ст. 3) избегнет гнева Божия, а с другой – сомнение в том, что спастись удастся всему "народу необузданному" (ст. 1).

2:4-15 Этот раздел состоит из четырех пророчеств об осуждении, уготованном языческим народам. Пророчества должны были убедить избранный народ Божий, что его враги подвластны Господу и подчинятся воле Его (1,5.6), а также что эти народы несут полную ответственность за свои дела (Ам. 1,3 – 2,3; Мих. 1,2).

2:5 Горе. Это же слово будет адресовано Иерусалиму (3,1). В Ветхом Завете это восклицание характерно для зачина пророческих речей об осуждении.

2:7 Говоря об остатке, пророки иногда предсказывают, что он победит и покорит своих врагов (ср. Мих. 5,8.9). См. также ст. 9 и 3,9-12.

возвратит плен их. Это широко используемое выражение относится к будущему спасению Израиля, которое свершится после наказания его за грехи (Втор. 30,3; Пс. 13,7; Иер. 30,3.18; 32,44; Ам. 9,14). Иногда под этим понимают возвращение Израиля из Вавилонского плена. Эти же слова встречаются в Иов 42,10; Пс. 84,2-4, где спасение из плена следует понимать как духовное освобождение (см. 3,20, где то же самое выражение относится к новому предназначению Израиля).

2:9 Содом... Гоморра. Эти два города являются олицетворением греха. Их участь служит прообразом Страшного суда Божия над грешниками (Ам. 4,14; Ис. 1,9; Мф. 10,5; 2 Пет. 2,6), который по воле Отца будет вершить Иисус Христос.

остаток. См. ком. к ст. 7.

2:11 Ему будут поклоняться... все острова народов. См. 3,9.10; Пс. 71,8-11; Ис. 56,67.

2:12 мечом Моим. См. Ис. 10,5.

2:13 уничтожит Ассура. Поскольку это событие произошло в 612 г. до Р.Х., можно предположить, что Софония выступил со своими пророчествами ранее.

2:15 я, и нет иного кроме меня. Гордыня Ниневии стала причиной ее гибели, ибо так говорить о Себе может только Господь Всевышний (Втор. 4,39; Ис. 45,5.6; 47,10).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →