Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аггея, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Пророк Аггей вместе с пророком Захарией трудился над тем, чтобы подвигнуть евреев, возвратившихся из вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма (Езд. 5,1; 6,14). "Аггей" означает "праздничный", но, кроме упоминаний о нем в Книге Ездры и того, что содержится в книге самого пророка Аггея, нам ничего не известно о нем.

Время и обстоятельства написания

Аггей и Захария начали свое служение во "второй год царя Дария", который соответствует 520 г. до Р.Х. Евреи возвратились в Иудею по повелению царя Кира (Езд. 1,1-4) в 538 г. до Р.Х. и начали восстанавливать Иерусалимский храм. Противодействие извне и растерянность и малодушие самих строителей привели к тому, что евреи оставили работу по осуществлению этого замысла (Езд. 4,1-4) примерно на шестнадцать или семнадцать лет. Когда Аггей и Захария начали свое служение в 520 г. до Р.Х., появилось новое противодействие – со стороны Фафная, персидского "заречного областеначальника" (наместника территорий к западу от Евфрата, включая весь Израиль; Езд., гл. 5). Но Дарий I (Гистасп), правивший Персией с 522 по 486 г. до Р.Х., возобновил указ Кира о том, что храм должен быть восстановлен за четыре года (Езд. 6,13-15). Второй храм был освящен 12 марта 516 г. до Р.Х.

Из книги Аггея мы узнаем, что его пророческие речи были произнесены в период между августом и декабрем 520 г. до Р.Х.

Характерные особенности и темы

Книга пророка Аггея состоит из четырех речей, начинающихся фразой: "было слово Господне через Аггея пророка" (1,1; 2,1; 2,10), "было слово Господне к Аггею" (2,20). По содержанию эти речи охватывают следующие темы: призыв иудеев к покаянию, ибо ниспослал Бог проклятие на их землю (1,1-11 и 2,10-19); обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа, пришествие Мессии от семени Давидова (2,1-9 и 2,20-23).

Хотя книга Аггея – одна из самых коротких в Ветхом Завете, ее пророчества имеют большое значение для Церкви. Через Своего вестника Аггея (1,13) Господь призывает Свой избранный народ покаяться и восстановить храм Его. Попечение Господа об этом проистекает из Его высшего соизволения и Его желания быть прославленным (1,8). Нежелание народа строить храм свидетельствовало об отсутствии стремления к непосредственной встрече с Богом. Над народом тяготели проклятия Господа (см. ком. к 1,6; 1,9; 1,11), но евреи не осознавали этого. В результат же пророчества Аггея и под воздействием Духа Божия (1,14) иудеи покорились Божией воле (1,12).

Слова Аггея вновь подтверждают, что Господь со Своим народом, как и тогда, когда вывел его из Египта (1,13; 2,4.5). Служение Аггея основывалось на уповании, что Бог, вернув народ иудейский в его землю, восстановит Свой завет с Израилем. Сказанное Аггеем во многом перекликается со словами более ранних пророков (см. ком. к 2,7.8). Восстановление храма было важной составной частью возобновления завета, и Аггей поддерживал у народа это упование, связывая воедино постройку храма с грядущими временами Мессии (см. ком. к 2,6-9). Мессия как Помазанник Божий на земле принесет славу, мир и процветание народу Божиему (2,10). Зоровавель во дни Аггея был прообразом Мессии, но только Иисус как подлинный Мессия должен был исполнить данное Зоровавелю обещание (2,23) быть царственным правителем Божиим ("печатью") на земле.

Содержание

I. Первое пророчество: призыв восстановить храм и искать присутствия Божия (1,1-15)

А. Проблема народа: летаргия (1,1-4)
Б. Бедность народа: экономическая и духовная (1,5-11)
В. Отклик народа: покаяние (1,12-15)

II. Второе пророчество: еще более великий храм и благословения Господа (2,1-9)

А. Воодушевление от присутствия Божиего (2,1-5)
Б. Воодушевление от Божиего обещания благословения (2,6-9)

1. Благословение храма (2,6-9)
2. Благословение еще грядущего мира "на месте сем" (2,9)

III. Третье пророчество: обетования Божиих благословений народу (2,10-19)

А. Причина осквернения (2,10-14)
Б. Результаты осквернения народа: наказание от Господа (2,15-19)
В. Воля Божия благословить народ (2,19)

IV. Четвертое пророчество: Божия победа для блага Его народа (2,20-23)

А. Ниспровержение Богом народов (2,20-22)
Б. Воцарение Божиего правителя (2,23)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Аггей , введение, другие комментарии и толкование: