Комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея 11 глава

11:2 о делах Христовых. Матфей обычно избегает употребления слова "Христос" как именования Иисуса, и потому эти слова, по-видимому, означают: "Когда Иоанн узнал в темнице о мессианских делах".

11:4-6 Иисус являет Свои чудеса ученикам Иоанна; они – свидетели того, что чудеса эти в точности исполняют пророчество Исаии (35,5.6).

11:9 больше пророка. Иоанн Креститель больше всех других пророков, поскольку был предтечей Того, на Кого указывали все пророки, и потому он указывает на Христа яснее, чем все они. Он сам – объект пророчеств (Мал. 3,1), и он также – исполнение пророчества об Илии (Мал. 4,5.6; см. ст. 14), он же возвещает о Рабе Господнем (3,3; Ис. 40,3).

11:11 больше него. Меньший в Царстве больше Иоанна, ибо живущий после Креста, Воскресения и Пятидесятницы и получивший Духа Святого, участвует в том, на что Иоанн взирал издали.

11:12 силою берется. Эти загадочные слова толкуют по-разному, в зависимости от интерпретации греческого глагола "биазетаи", который может значить и "берет силой" (активный залог), и "испытывает насилие" (пассивный залог). Первое более вероятно, так как в других произведениях греческой словесности почти всегда – активный залог. Кроме того, хотя стих у Луки (16,16) связан с другим случаем, по смыслу он близок этому, а в нем говорится, что Царство "благовествуется". Царство входит с силою, но люди насилия – такие, как Ирод, заточивший Иоанна, – пытаются одолеть его. Обретают же его не сильные (ст. 28-30), а слабые и уязвимые, которые знают свою беспомощность и потому зависят от Бога.

11:14 он... Илия. Иисус отождествляет Иоанна Крестителя с Илией, который, по пророчеству, придет как предтеча Мессии (Мал. 4,5). Но чтобы увидеть это, нужны глаза веры ("если хотите принять"); многие же ожидали, что Илия возродится в буквальном смысле слова. Иоанн возражает им, отрицая, что он – Илия (Ин. 1,21). См. ком. к Лк. 7,19.

11:19 Сын Человеческий. См. ком. к 8,20.

оправдана премудрость чадами ее. Иисус употребляет это речение, чтобы указать на Себя. "Чада" здесь – Его мессианские деяния (см. ст. 2-5). Все сказанное означает, что Иисус – воплощенная Премудрость Божия (1 Кор. 1,30).

11:25 утаил... открыл. Бог Сам решает, кого избрать, чтобы открыть ему Свою правду. Мирской мудростью и ученостью нельзя познать Бога (1 Кор. 1,26-31).

11:27 предано Мне. Иисус делает необычные заявления. Он утверждает, что Бог все передал Ему. Как у Даниила (гл. 7), Сын Человеческий получил всю власть и всякое главенство. Он говорит, что только Он знает Отца и только Отец знает Его. Тем самым, Их знания – равны, а Его сыновство – уникально. Его власть простирается так далеко, что только Он решает, кто будет знать Отца. Это созвучно ст. 25, однако здесь Отца людям открывает Иисус.

11:28 Придите ко Мне. Иисус имеет власть призывать к Себе людей. Он кроток и смирен, и потому зовет не сильных, а "труждающихся и обремененных".

11:29-30 Ветхозаветные авторы иногда называли закон Божий "игом", "ярмом" (Иер. 2,20; 5,5). Хотя закон этот Бог дал Своему народу в помощь, устная традиция книжников и фарисеев вышла далеко за пределы Его требований и стала действительно весьма тяжким бременем (12,2 и ком.; 15,2). См. статью "Смиренное послушание Иисуса".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →