Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Авторство Марка обосновывается некоторыми соображениями, лежащими за пределами евангельского текста. Во-первых, название "Евангелие от Марка", хотя и не является оригинальным, встречается во всех древних канонических списках и во многих древних рукописях, и потому полагают, что оно принадлежит к очень раннему преданию. Во-вторых, ранние церковные авторитеты, такие, как Папий, который писал, что Марк был переводчиком апостола Петра, Иустин Мученик (150 г.), Ириней (185 г.) и Климент Александрийский (195 г.), единодушно утверждают, что автором второго Евангелия является Марк. Наконец, достоверность этих утверждений подкрепляется тем фактом, что на протяжении II и III вв. по Р.Х. неканонические книги всегда приписывали хорошо известным апостолам, а не таким малоизвестным лицам, как Иоанн Марк.

Также и само Евангелие содержит признаки, свидетельствующие в пользу авторства Марка: это и таинственное упоминание о юноше, который бежал от воинов, пришедших арестовать Иисуса (см. ком. к 14,51), и упрощенная хронология событий, как бы иллюстрирующая проповедь Петра, изложенную в книге Деяния святых апостолов (Деян. 3,13.14; 10,36-43).

Время и обстоятельства написания

Если считать, что Марк написал свое Евангелие при жизни Петра (со слов которого он описывал события, не будучи их свидетелем), то сделать это он мог не позднее 64-68 гг.

Если же согласиться с тем, что Матфей и Лука пользовались Евангелием от Марка, то это Евангелие окажется самым ранним из синоптических Евангелий, поскольку Евангелие от Луки предшествует книге Деяния, которая является вторым томом сочинений Луки, а Деяния были закончены около 62 г. (когда обрывается их рассказ).

Принято считать, что Марк писал свое Евангелие для Римской церкви или для христиан всей Италии. Это подтверждается тесным сотрудничеством Марка с Петром, который в 1 Пет. 5,13 обращается к христианам в "Вавилоне" (вероятно, подразумевая под "Вавилоном" Рим), многими "латинизмами" в греческом тексте Евангелия и упоминаниями возможных членов Римской церкви (15,21; ср. Рим. 16,13). Кроме того, перевод семитских выражений (3,17; 5,41; 15,22) и объяснение иудейских обычаев (7,2-4; 15,42) свидетельствуют о том, что автор предполагал, что его читателями будут неевреи.

Характерные особенности и темы

Целью Марка было представить письменное свидетельство двенадцати апостолов о фактах жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Именно в этом заключается для него суть евангельской вести (1,1). Он не ставил себе задачи написать биографию Иисуса или полный отчет о Его общественном служении. Историческая хроника сокращена у него до минимума и "подогнана" под "проповедническую" структуру: пролог (посвящение Иисуса на служение Иоанном Крестителем), общественное служение Иисуса в "языческой" (Мф. 4,15) Галилее и прилегающих областях и, наконец, заключительное путешествие Иисуса в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в жертву на кресте Голгофы. Из Евангелия от Иоанна следует, что Иисус, как минимум, пять раз посещал Иерусалим. Матфей и Лука гораздо полнее излагают учение Иисуса, но цель Марка, очевидно, иная. Используя исторические детали, он просто пытается дать изложение апостольской проповеди о значении креста Христова (Деян. 1,21.22; 2,22-24; 1 Кор. 2,2).

Марк показывает Божественность Иисуса как Сына Божия и Сына Человеческого (1,11; 2,10.28; 3,11; 5,7; 9,7; 14,62; 15,39), привлекая внимание читателей к желанию Иисуса скрыть Свою истинную природу Мессии и Сына Божия (так называемый "мессианский секрет") от тех, кто неизбежно истолковал бы полученное знание неправильно (1,34.44; 3,12; 5,43; 7,36.37; 8,26.30; 9,9).

Марк подчеркивает важность проповеди и изучения евангельской вести не только как богословской истины, но как "силы Божией" (12,24; ср. Рим. 1,16).

Марк также пишет об отношении Иисуса к язычникам и тем самым обосновывает закономерность проповеди благой вести неиудеям. Эта идея видна в основной структуре Евангелия, в объяснении специфических иудейских выражений и обычаев, в наличии в тексте "латинизмов", в заявлении о том, что храм предназначен быть "домом молитв для всех народов" (11,17) и в заключительном (в этом Евангелии) возвышенном христологическом исповедании, которое прозвучало именно из уст язычника (15,39).

Содержание

I. Пролог: Посвящение Иисуса на служение (1,1-13)

А. Свидетельство Иоанна об Иисусе (1,1-8)
Б. Крещение Иисуса и свидетельство Отца (1,9-11)
В. Искушение Иисуса (1,12.13)

II. Общественное служение Иисуса в Галилее (1,14 – 6,44)

А. Прибытие в Галилею (1,14.15)
Б. Призвание первых учеников (1,16-20)
В. Изгнание бесов и исцеления в Капернауме (1,21-34)
Г. Служение по всей Галилее (1,35-45)
Д. Исцеление в Капернауме (2,1-12)
Е. Призвание Левия (2,13-17)
Ж. Споры с религиозными авторитетами (2,18 – 3,12)
З. Призвание двенадцати (3,13-19)
И. Споры в Капернауме (3,20-35)
К. Притчи о Царстве Божием (4,1-34)
Л. Путешествие в Десятиградие (4,35 – 5,20)
М. Возвращение в Галилею (5,21 – 6,6)
Н. Миссия двенадцати в Галилее (6,7-30)
О. Насыщение пяти тысяч человек в Галилее (6,31-44)

III. Служение в языческих областях (6,45 – 9,32)

А. Посещение Геннисаретской области (6,45 – 7,23)
Б. Служение в области Тира и Сидона и в Десятиградии (7,24 – 8,9)
В. Служение в области Кесарии Филипповой (8,10 – 9,32)

IV. Возвращение в Капернаум – завершение служения в Галилее (9,33-50)

V. Заключительное путешествие в Иудею и Иерусалим (10,1-52)

А. Поучения по пути в Иерусалим (10,1-45)
Б. Исцеление в Иерихоне (10,46-52)

VI. Страдания Иисуса (11,1 – 15,47)

А. Торжественный вход в Иерусалим (11,1-11)
Б. Очищение храма (11,12-25)
В. Споры во дворе храма (11,27 – 12,44)
Г. Пророчества на Масличной горе (13,1-37)
Д. Помазание в Вифании (14,1-11)
Е. Пасхальная трапеза в Иерусалиме (14,12-31)
Ж. Арест, осуждение, смерть и погребение Иисуса в Иерусалиме (14,32 – 15,47)

VII. Явления Иисуса в Иерусалиме после Его воскресения (гл. 16)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →