Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка 2 глава

2:1 в доме. По всей видимости, в доме Петра (1,29).

2:4 раскрыли кровлю. Это не составляло труда, поскольку кровли были сделаны из веток и глины и поддерживались поперечными балками.

2:5 веру их. Общую веру больного и принесших его людей.

прощаются тебе грехи твои. О том, что грех является причиной болезни, свидетельствует как Ветхий (Исх. 15,26; Втор. 28,50.61; 2 Пар. 21,18), так и Новый Завет (Ин. 5,14; см., однако, Ин. 9,2). Неожиданной для присутствующих явилась власть Иисуса прощать грех, поскольку, согласно Писанию, это исключительная прерогатива Бога (Исх. 34,7; Ис. 1,18).

2:10 Сын Человеческий. Сын Божий в облике человека. Мессианский титул.

2:14 Левия Алфеева. У евангелиста Матфея (9,9-13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3,18), тогда как имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.

у сбора пошлин. Палатки сборщиков пошлин стояли на больших торговых путях, у мостов и каналов, где взимались пошлины за провоз товаров, а также в местах рыболовецкого промысла, где собирались налоги с рыбаков. К сборщикам пошлины испытывали неприязнь за их противозаконные поборы, но особенно за сотрудничество с римскими завоевателями (собранные средства поступали в римскую казну).

2:15 грешники. Так фарисеи называли всех иудеев, которые не следовали их преданиям, относившимся к соблюдению обрядовой чистоты.

возлежали с Ним. Вступая в контакт с грешниками, Иисус становился равным им, поскольку раввинские предписания строжайшим образом запрещали всем учителям закона участие в подобных трапезах.

2:16 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р.Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как "предания старцев" (7,3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой – "праведными" и прочими людьми – "грешниками".

2:18 постились. Законом предусматривался только один ежегодный пост – Йом Киппур, т.е. день Искупления (Лев. 16,29-31; ср. Деян. 27,9, где Йом Киппур назван "постом"). Тем не менее, как знак раскаяния и покаяния пост уже со времен судей являлся составной частью ветхозаветной духовности (Суд. 20,26; 3 Цар. 21,27), превращаясь, однако, со временем в формальный обряд (Ис. 58,3). Неудивительно, что фарисеи и их последователи постились дважды в неделю (Лк. 18,12). Поскольку главным в учении Иоанна Крестителя был призыв к покаянию (Мф. 3,11), для его учеников пост был приемлем.

2:19 жених. В Ветхом Завете широко используется брачная символика, при которой Бог выступает в образе мужа, Израиль – жены ("дочь Сиона"), а завет уподобляется браку. Иисус, еще не заключивший брачный завет с Церковью ("невестой Агнца", Откр. 21,9), именует себя женихом.

2:23 в субботу ... начали срывать колосья. Срывание колосьев не только не запрещалось законом, но, напротив, позволялось (Втор. 23,25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что делали это в субботу. Талмуд это категорически запрещает. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе и считалось одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу.

2:25 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам (1 Цар. 21,5). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости.

2:26 при... Авиафаре. В 1 Цар. 21,1-6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени – и Авиафар, и Авимелех.

2:28 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх. 16,23.25; Лев. 23,3; Втор. 5,14), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →