Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка 9 глава

9:1 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4,11; 4,13. Поскольку Царство Божие "внутрь вас есть" (Лк. 17,21), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян., гл. 2).

9:2 по прошествии дней шести. Согласно Исх. 24,16, именно "шесть дней" требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки (Лк. 9,31) использовано греческое слово "эксодос" – "исход".

Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8,29; Мф. 16,18; Деян. 2,14).

на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх., гл. 24; 3 Цар., гл. 19).

преобразился. Букв.: "изменил вид" (греч.: "метеморфозэ"). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем (Рим. 12,2; 2 Кор. 3,18). См. статью "Откровение славы: преображение Иисуса".

9:4 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось.

9:5 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8,31-33) страданий.

9:7 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса.

Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок.

9:10 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4,11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине – отсюда и недоумение учеников.

9:12 Илия должен придти прежде. Иисус учит, что в образе Илии были предвосхищены служение и судьба Крестителя (ср. Ин. 1,21).

9:13 поступили с ним. Как Илия пострадал от рук Ахава и Иезавели (3 Цар. 19,9.10), так и Иоанн Креститель потерпел от Ирода и Иродиады.

9:19 о, род неверный! Раздражение, проявленное Иисусом в связи с недостатком у учеников веры, и Его разочарование при виде общего скептицизма и бессилия, когда Он сошел с горы Преображения, напоминают о том, как Моисей, сойдя с горы Синай, обнаружил в израильском стане неверие и неверность (Исх., гл. 32).

9:25 См. статью "Демоны".

9:28 наедине. См. 4,10; ком. к 8,32.

9:31 учил Своих учеников. Обучение двенадцати апостолов являлось для Иисуса первоочередным делом. На этот раз Он повторял то, чему уже учил (8,31), потому что хотел особо подчеркнуть эту истину, чувствуя, что урок усвоен учениками недостаточно.

9:34 кто больше. См. ком. к 4,11. Этот пример свидетельствует, как далеки были ученики от истинного понимания слов, дел и самой миссии Иисуса.

9:35 призвал двенадцать. Снова двенадцать учеников выделены особо (3,14), и их руководящее положение открыто признано.

кто хочет быть первым. Эти слова прямо адресованы двенадцати апостолам. Иисус не отменяет систему руководства и иерархию, а показывает, каким образом руководители должны осуществлять свои функции (т.е. быть "из всех последним и всем слугою"). Этот принцип основан на личном примере Самого Иисуса, Который "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (10,45).

9:36 дитя. Ср. Мф. 18,4. Иисус говорит здесь о рождении свыше; возрожденный человек поначалу является "духовным младенцем", многого не понимающим. Иисус призывает не отвергать таких людей, как и Сам Он не отверг Своих учеников, "принявших" Его, но не понимавших. Ср. Рим. 14,1: "немощных в вере принимайте без споров о мнениях". На примере ребенка Иисус показывает, что Бог наделил всех людей равными достоинствами. И о слабейшем из рода человеческого следует заботиться так же, как и о величайшем его представителе (см. ком. к 9,35).

9:38 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6,7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно.

9:41 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников.

9:42 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово "малых" может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39.

9:43 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45,47). См. статью "Ад".

9:49 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт. 8,20; Исх. 20,24; 29,18.42). В таком контексте слово "огонь" подразумевает очищение. Слово "соль", подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и "огонь".

9:50 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово "соль" связано с понятием сохранения. Применительно к понятию "тайны Царства Божия", соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. "не давайте святыни псам", Мф. 7,6). Тогда и слова: "...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?", приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →