Библия » Женевская Новой Женевской Библии

От Луки 0 От Луки введение

Автор

Общепризнано, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат одному автору: эти две книги имеют общие стилистические и лексические особенности и, кроме того, общего адресата — Феофила. Их автор нигде прямо себя не называет. В то же время, в Деяниях апостолов есть несколько мест где повествователь использует местоимение «мы» (Деян 16:10−17; Деян 20:5−15; Деян 21:1−18; Деян 27:1 — 28:16). Это позволяет заключить, что он являлся спутником апостола Павла, по крайней мере, в некоторых из его путешествий. Сопоставив имена адресатов посланий Павла из Рима (именно в Риме автор Евангелия от Луки и Деяний оставил апостола) с теми, кто упомянут в Деяниях, мы получаем ряд имен, фигурирующих среди первых и отсутствующих среди последних. В этот ряд попадает и имя Луки. Веское подтверждение эти выкладки находят в традиции, которая безоговорочно приписывает авторство рассматриваемого Евангелия Луке, и никому другому.

Уже из первых строк Евангелия явствует, что сам Лука не являлся свидетелем описываемых им событий. Он был насколько мы можем судить, исходя из текста обеих принадлежащих его перу книг, образованным человеком, не входившим в непосредственное окружение Иисуса во время Его земной жизни, но собравшим сведения о Нем из устных рассказов и записей очевидцев. Отдельные специалисты оспаривая принадлежность Евангелия и Деяний апостолов перу спутника Павла — Луки, отмечают заметные расхождения терминологии этих двух книг, и особенно Деяний, с терминологией посланий Павла. По-видимому, Лука был обращен в веру во Христа не Павлом, а кем-то другим. И хотя Лука нигде Павла не цитирует, он и не противоречит ему, так что возражение против авторства Луки сводится лишь к тому, что он писал в своеобразном стиле.

Все сколько-нибудь достоверные сведения о Луке могут быть почерпнуты только из его собственных произведений. Согласно преданию, евангелист был врачом, родом из Антиохии. Это побудило некоторых исследователей отыскивать в тексте его Евангелия специальную медицинскую терминологию. Однако известно, что в новозаветные времена медицинской терминологии как таковой не существовало, врачи в профессиональной деятельности использовали обычную лексику.

Время и обстоятельства написания

По всей видимости, Евангелие и Деяния были написаны Лукой около 63 г. по Р.Х. Такая датировка представляется наиболее вероятной, поскольку, во-первых, повествование Деяний оканчивается пребыванием апостола Павла в заключении в Риме; если бы Лука в момент написания этой книги знал о дальнейшей его судьбе, он, без сомнения, не преминул бы сообщить о ней. Во-вторых, отметив исполнение пророчества Агава (Деян 11:28), евангелист, если бы он писал уже после 70 г. по Р.Х., не мог не упомянуть исполнения пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима (21:20). В Деяниях апостолов не содержится даже намеков на события, которые можно было бы датировать периодом после 70 г. по Р.Х., написание же Евангелия предшествовало созданию книги Деяния.

Те, кто относит написание Лукой Евангелия и Деяний к 75−85 гг. по Р.Х., в подтверждение своей точки зрения указывают на отдельные выражения (напр., 19:43; 21:20, 24) которые, по их мнению, описывают разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Однако все эти выражения содержат пророчества, а не сообщения об уже имевшем место событии, и, кроме того, они могут относиться как к последней роковой осаде священной столицы Израиля, так и к какому-то другому эпизоду одной из многочисленных в ту эпоху войн.

Известны также попытки датировать Евангелие от Луки и Деяния апостолов II в. по Р.Х., но они абсолютно безосновательны.

В первых строках Евангелия Лука говорит о том, что он предпринял свой труд с целью наставить некоего Феофила в основах христианской веры: «рассудилось... мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (1:3−4). Что касается Феофила, то отдельные исследователи, исходя из значения этого имени — «возлюбивший Бога», — выдвигают предположение, что Лука адресовал свой труд не конкретному человеку, а вообще принявшим учение Христа; обращение же к Феофилу в таком случае — не более чем фигура речи. С этим предположением, однако, плохо согласуется то обстоятельство, что у Луки имя адресата предваряется обращением «достопочтенный», явно предполагающим реально существующего и известного автору человека.

Характерные особенности и темы

Евангелист Лука, бесспорно, был весьма образованным человеком, в совершенстве владевшим всеми тонкостями греческого языка. Так, начальные стихи Евангелия написаны им на языке, близком классическому греческому; во многих других местах им тонко выдерживается стилистика Септуагинты (греческого перевода ВЗ). Таким образом именно эти две стилистические разновидности языка он считал наиболее подходящими для произведения на религиозную тему.

Центральное место в Евангелии от Луки занимает история спасения, т.е. содеянное Богом через Иисуса Христа во имя спасения грешного человечества. Евангелист с очевидностью показывает, что пришествие Христа открыло путь спасения и перед грешниками. В этой связи он уделяет особое внимание тем людям, которые в согласии с религиозными представлениями древнего Израиля находились среди соотечественников в положении отверженных, но которые теперь могли обрести мир в Божием спасении.

Лука проявляет явный интерес к людям, проблемы и само существование которых наверняка оставались вне поля зрения большинства современных ему авторов, а именно к беззащитным: детям, женщинам и беднякам. Он уделяет много внимания особой заботе Иисуса об этих людях, занимавших самую низшую ступень в структуре израильского общества.

Особое место в композиции Евангелия от Луки принадлежит повествованию о пути Иисуса Христа в Иерусалим и о принятой Им там крестной смерти (9:51 — 19:44). По ходу этого повествования евангелист неоднократно подчеркивает действие Божиего промысла в служении Христа и в Его смерти за грехи человечества (9:22; 17:25; 18:31−33; ср. Деян 4:28).

Рассказывая о молитвах Иисуса, предварявших важнейшие этапы Его служения, Лука настойчиво внушает своим читателям мысль о жизненной важности для человека молитвы как таковой. В Евангелии от Луки приводятся девять молитв Иисуса Христа, причем семь из них отсутствуют в других Евангелиях. В остальных трех Евангелиях нет также и многих приводимых Лукой притч.

Весть о Мессии в Евангелии от Луки часто сопровождается словами радости и восторга. Только в этом Евангелии присутствуют радостные хвалебные песни, славящие рождение Христа (1:46−55, 68−79; 2:14, 29−32).

Содержание

I. Введение (1:1−4)

II. Рождение и детство Иоанна Крестителя и Иисуса Христа (1:5 — 5:25)

III. Служение Иоанна Крестителя (3:1−20)

IV. События, предшествовавшие началу служения Иисуса (3:21 — 4:13)

А. Крещение (3:21−22)
Б. Родословие (3:23−38)
В. Искушение в пустыне (4:1−13)

V. Иисус в Галилее (4:14 — 9:50)

А. Проповедь в Назарете (4:14−30)
Б. Проповедь и исцеления в Галилее (4:31 — 5:39)
В. Суббота (6:1−11)
Г. Избрание двенадцати апостолов (6:12−16)
Д. Проповедь на равнине (6:17−49)
Е. Чудеса исцеления (7:1−17)
Ж. Вопрос Иоанна Крестителя и ответ на него Иисуса (7:18−35)
З. Женщины, почтившие Иисуса (7:36 — 8:3)
И. Поучения и притчи (8:4−18)
К. Чудеса (8:19−56)
Л. Служение двенадцати апостолов (9:1−9)
М. Чудесное насыщение множества народа (9:10−17)
Н. Беседа с учениками и преображение (9:18−50)

VI. Путь Иисуса из Галилеи в Иерусалим (9:51 — 19:44)

А. Поучения народу и ученикам (9:51 — 10:42)
Б. Молитва Иисуса (11:1−13)
В. Изгнание бесов (11:14−26)
Г. Благословение и суд (11:27 — 13:9)
Д. Исцеление согбенной женщины (13:10−17)
Е. Царство Божие (13:18−30)
Ж. Иерусалим, избивающий своих пророков (13:31−35)
З. Ужин с фарисеем (14:1−24)
И. Ученичество (14:25−35)
К. Притчи о потерянной овце, потерянной драхме и блудном сыне (гл. 15)
Л. Богатство и служение Господу (16:1 — 17:10)
М. Благодарный исцеленный самарянин (17:11−19)
Н. Пришествие Царства Божиего (17:20−37)
О. Притчи о молитве (18:1−14)
П. Иисус и дети (18:15−17)
Р. Молодой богач (18:18−30)
С. Пророчество о страданиях, смерти и воскресении Христа (18:31−34)
Т. Исцеление слепого (18:35−43)
У. Закхей (19:1−10)
Ф. Притча о минах (19:11−27)

X. Вход Господень в Иерусалим (19:28−44)

VII. Иисус в Иерусалиме (19:45 — 21:38)

А. Изгнание торговцев из храма (19:45, 46)
Б. Поучения в храме (19:47 — 20:18)
В. Вопросы лукавых людей и ответы на них Иисуса (20:19−47)
Г. Предсказание разрушения Иерусалима; последняя проповедь в храме (гл. 21)

VIII. Последние дни земной жизни, смерть и воскресение Иисуса Христа (22:1 — 24:53)

А. Предательство Иуды Искариота (22:1−6)
Б. Тайная Вечеря (22:7−38)
В. Гефсиманский сад (22:39−53)
Г. Троекратное отречение Петра (22:54−62)
Д. Суд над Иисусом (22:63 — 23:25)
Е. Распятие (23:26−56)
Ж. Воскресение (24:1−49)
З. Вознесение (24:50−53)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки, введение. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.