Комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки 9 глава

9:1-2 См. статью "Демоны".

9:2 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: "динамин" – "духовная способность") и власть (греч.: "эксоусиан" – "право применять силу").

9:3 См. ком. к Мф. 10,8.

9:5 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф. 10,14.

9:7 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи.

9:8 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии (Мал. 4,5).

9:10-17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами – единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста.

9:10 См. Мк. 6,32 и ком.

9:11 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк. 6,34 и ком.

9:20 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам.

за Христа Божия. "Христос" означает "Помазанник", "Мессия". См. Мф. 14,33 и ком.

9:23 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф. 10,38. Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест – это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный "крест", который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр. 3,21). Однако обетование Христа: "И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28,20) – свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2 Кор. 4,9; Евр. 2,18).

9:27 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк. 4,11-32.

взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор.

9:28 См. статью "Откровение славы: преображение Иисуса".

9:30 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия – величайшим пророком. См. ком. к Мф. 17,3.

9:31 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2 Пет. 1,15 то же греческое слово передано как "отшествие"). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре.

9:32 отягчены были сном. См. 2 Пет. 1,16.

9:34 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх. 13,21.22; 40,38).

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: "Этот есть Сын Мой Избранный".

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор. 18,15 – мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

9:41 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек – образ и подобие Божие, а кроме того – "храм Святого Духа" (1 Кор. 6,19). См. Ин. 14,17; 17,23.

9:42 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: "Отдал его Отцу его".

9:45 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин. 13,7; 14,26; 16,12.

9:46 кто бы из них был больше? См. Ин. 13,14.15.

9:48 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: "меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик". В контексте слов Христа: "...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня", меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие – Дух Божий, Который и "есть велик". Ср. Мк. 4,26-32 и ком.; см. также Ин. 8,54.

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19,44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию – имеются лишь параллели отдельным его эпизодам.

Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим.

9:53 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии – на горе Кармил. См. Ин. 4,20.

9:59 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: "Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего". Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов ("похоронить" прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни ("разреши мне, ушедшему"), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: "Следуй за мною". См. Гал. 3,3.

9:60 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под "мертвыми" здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим. 7,4; 9,31.32; 10,4; Евр. 7,19). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых (1 Пет. 4,5.6). См. 15,24.32; Мф. 22,32; 23,27; Ин. 5,25; Рим. 6,13; Еф. 5,14; Кол. 2,13; Евр. 6,1; 9,14; Откр. 3,1. 61.62 См. ком. к 9,59 и 9,60.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →