Комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки 18 глава

18:7 Бог ли не защитит..? Если даже неправедный судья может иногда встать на сторону справедливости, какие могут быть сомнения в том, что Бог непременно защитит правого?

избранных Своих. Избранники Божий – это те, кто с постоянством обращаются в молитвах к Нему.

18:8 подаст им защиту вскоре. "Вскоре" – с Божественной, а не человеческой точки зрения (2 Пет. 3,8).

найдет ли веру на земле? Речь идет не о том, что на земле может вообще не остаться верующих, а о том, что веру будут иметь далеко не все люди.

18:11 став, молился. В храме молились обычно стоя.

18:12 пощусь два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам только один обязательный пост – в день Искупления (Лев. 16,29-31; 23,27), однако добровольный пост мог сопровождать молитву (Пс. 34,13), раскаяние (3 Цар. 21,27) и скорбь (2 Цар. 1,12). Устная традиция, сформировавшаяся в еврейской среде в межзаветный период, требовала от благочестивых людей соблюдения значительного количества постов. Сам по себе пост мог быть полезным религиозным упражнением (5,33-35; Деян. 13,2.3), однако Иисус однозначно осуждал практику, когда пост использовался для приобретения благоволения Божия (ст. 11, 12) или для выставления на всеобщее обозрение своей показной набожности (Мф. 6,16-18; ср. Ис. 58,1-6).

18:13 не смел даже поднять глаз на небо. За молитвой евреи обыкновенно обращали взор к небесам, мытарь же, преисполненный сознания собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему.

18:14 сей пошел оправданным в дом свой. Имеется в виду, естественно, не гордый фарисей, а смиренный мытарь. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая, что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, ибо от человека Он требует полного совершенства (Мф. 5,48), которого нам никогда не достигнуть. Мытарь же доверился Божией милости и нашел ее. Ср. 15,11-32.

18:16-17 Иисус принял детей и объяснил ученикам, что Царство Божие принадлежит тем, кто детям уподобится. Уподобиться детям означает освободиться от гордыни, не ставить себе в заслугу дела благочестия (как это делает фарисей из притчи), но во всем положиться на Бога, обратиться к Нему с открытой душой и полным доверием.

18:18 некто из начальствующих. Из евангелистов только Лука упоминает о том, что этот человек принадлежал к числу "начальствующих", т.е. занимал высокое положение в обществе.

Учитель благий! Это – не общепринятое обращение к учителю веры, но подчеркнуто почтительное.

что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек, задавший этот вопрос, ошибочно полагал, что спасение можно заслужить добрыми делами.

18:19 что ты называешь Меня благим? Иисус призывает человека задуматься над смыслом произнесенных им слов.

никто не благ, как только один Бог. Иисус не говорит, что обращение к Нему начальника было неправильным, но, напротив, дает понять, что тот невольно изрек важную истину о Нем.

18:25 См. ком. к Мк. 10,25.

18:31-34 Это место часто называют "третьим пророчеством Иисуса о страстях" (ср. 5,35; 9,22.43-45; 12,50; 13,32.33; 17,25). Здесь Он впервые говорит о том, что Его предадут в руки язычников.

18:35 один слепой сидел у дороги. См. Мф. 20,30; Мк. 10,46.

18:38 Сын Давидов. Из этого обращения явствует, что слепой признал в Иисусе Мессию.

18:42 вера твоя спасла тебя. Ср. Мк. 5,34 и ком.

Последнее путешествие в Иерусалим.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →