Комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна 10 глава

10:1 Образ пастуха и овечьей отары имеет глубокие корни в Ветхом Завете. Иаков (Быт. 48,15; 49,24), Давид (Пс. 22,1; 27,9), Асаф (Пс. 77,52; 79,2), Исаия (Ис. 40,11), Иеремия (Иер. 31,10), Иезекииль (Иез. 34,11-16) и автор Псалма 99 называют Бога своим Пастырем. С пастухами сравниваются также правители народа (Чис. 27,17; 2 Цар. 7,7; 3 Цар. 22,17; Ис. 56,11; Иер. 23,1; 50,6; Иез. 34,5; Зах. 11,9.17). Пророчество Захарии о пастыре Израиля (Зах. 13,7) Иисус относил к Себе (Мф. 26,31). В притчах о потерянной овце (Мф. 18,12-14; Лк. 15,3-7) Иисус уподобляет Себя пастырю, а в гл. 10 Он разворачивает эту метафору более широко. Позднее об Иисусе говорят как о "Пастыре овец великом" (Евр. 13,20) и "Пастыреначальнике" (1 Пет. 5,4), а в Откр. 7,17 сказано, что "Агнец... будет пасти их".

двор овчий. Огороженное место с одним входом.

10:2-3 входящий дверью. Законному пастуху нет необходимости перелезать через ограду, потому что сторож всегда готов пропустить его. По-видимому, в одном загоне могли содержаться несколько разных отар, и поэтому каждый пастух должен был знать своих овец.

10:4 знают голос его. Бог, знающий Своих, открывает им Себя таким образом, что они отвечают Ему. Он не принуждает их следовать за Собой против их воли, но делает так, что они сами охотно следуют за Ним.

10:5 За чужим же не идут. См. 1 Ин. 4,1.

10:7 Я дверь овцам. Иисус заменяет здесь метафору, называя Себя не "пастырем", а "дверью". В качестве "двери для овец" Иисус есть Тот, через Кого входят в вечную жизнь (ср. 14,6; Мф. 7,13.14).

10:8 воры и разбойники. Т.е. лжепророки и лжеучители.

10:9 кто войдет Мною, тот спасется. См. ком. к ст. 7.

10:10 чтобы имели жизнь и имели с избытком. Жизнь с избытком – вечная жизнь.

10:11 пастырь добрый. Иисус вновь возвращается к метафоре, с которой Он начал Свою речь (ст. 2-5).

полагает жизнь свою. Пастырское служение Христа требует жертвенности, которая в конечном счете приводит к смерти (ст. 15,17). Он не просто рискует Своей жизнью (ср. 1 Цар. 17,34-36), Он отдает Свою жизнь, принимая смерть, предназначенную для людей, виновных во грехе. Именно в этом заключено значение титула "Агнец Божий", данного Иисусу Иоанном Крестителем (1,29), и именно это подразумевает Сам Иисус в ряде Своих высказываний (2,19; 3,14; 6,51).

за овец. Иисус жертвует Собой за "овец", т.е. за тех, кого дал Ему Отец (17,2,6,24).

10:12 наемник. См. ком. к ст. 8. Наемник служит за плату, т.е. преследует выгоду.

10:14 знаю Моих и Мои знают Меня. Здесь прослеживается параллель со взаимоотношениями, которые существуют между Отцом и Сыном внутри Троицы (ст. 15; 17,21-23). Ясно, что глагол "знать", столь часто встречающийся в Писании, означает здесь гораздо больше, чем просто интеллектуальное знание. Когда Бог знает человека, это означает, что Он включает его в число Своих искупленных и избранных по Его милости.

10:15 См. статью "Предопределенное искупление".

10:16 другие овцы. Язычники; те, кто не принадлежит к народу израильскому.

10:17 любит Меня Отец. Самопожертвование Сына представляет собой столь прекрасный акт любви и подчинения Божиему замыслу, что оно неизбежно усиливает любовь между Лицами Троицы.

Имею власть отдать... власть имею опять принять ее. Смысловым центром здесь является слово "власть" – у Иисуса Христа есть власть, и эта власть у Него от Отца. Ср. 19,10.11.

10:18 Я Сам отдаю ее. На суде у Пилата Иисус не защищал и не оправдывал Себя. Он, практически, молчал (19,10). Пилат же сам хотел спасти Его и предпринимал для этого немалые усилия. Иисус обратился к Своей власти отдать жизнь – и все старания "всесильного" римского наместника оказались тщетными перед непреклонной волей Сына Божия. См. статью "Смиренное послушание Иисуса".

10:20 См. 7,20.

10:22 праздник обновления. Этот праздник ныне называется Ханукка и празднуется в конце декабря, соседствуя в календаре с Рождеством. Он был праздником света, напоминая о событиях, происходивших во времена Иуды Маккавея, возглавлявшего восстание иудеев против сирийского царя Антиоха Епифана (164 г. до Р.Х.).

10:23 в притворе Соломоновом. Притвор Соломонов представлял собой крытую колоннаду и располагался с восточной стороны двора язычников в храме (Деян.

10:24 если Ты Христос. Это – ключевой вопрос в отношении служения Иисуса. Ученики нашли на него правильный ответ (6,69; Мф. 16,16; Мк. 8,29; Лк. 9,20). Этот же вопрос вновь возникнет во время суда над Иисусом, но там первосвященник сочтет ответ Иисуса хулой на Бога (Мф. 26,63-65; Мк. 14,61-64; Лк. 22,67-71).

10:26 вы не верите, ибо вы не из овец Моих. Вера – это критерий, по которому Бог признает Своих, и она же – великий дар Божий, который, как и благодать, Бог дает по Своему усмотрению.

10:27-28 Здесь перечислены четыре аспекта, характеризующие заботу Господа о Его овцах: 1) Он знает их (ст. 27); 2) Он дает им жизнь вечную (ст. 28); 3) Он оберегает их от вечной погибели (ст. 28); 4) Он следит за тем, чтобы никто не мог похитить их из Его руки (ст. 28). Святые хранят стойкость, потому что Бог хранит их.

10:28 См. статью "Сохранение святых".

10:29 из руки Отца Моего. Рука Пастыря – это также рука Отца, и непревзойденное могущество Бога является гарантией безопасности овец.

10:30 Я и Отец – одно. Иисус и Отец – не идентичные личности, а Личности, единые по Своей сущности.

10:32 за которое из них хотите побить Меня камнями? Иисус сказал, что Он вершит дела Бога. Поэтому Его вопрос содержит предупреждение: поднимая руку на Него, поднимают ее на Бога.

10:34 не написано ли. Часто встречающаяся форма использования цитаты из Писания, подчеркивающая особую значимость сказанного.

в законе вашем. Закон для иудеев был (и остается) наивысшим авторитетом. Закон нерушим и свят ("и не может нарушиться Писание"). Несмотря на частые со стороны иудеев обвинения в нарушении закона, Иисус Сам засвидетельствовал, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон, но восполнить его (слово "исполнить" в русском Синодальном переводе – это устаревшая форма глагола "дополнить", т.е. "сделать полным, совершенным").

10:35 к которым было слово Божие. См. Пс. 81,6. Слово Божие было к народу израильскому, к нему же обращался и псалмопевец в своем Псалме. Иисус, в данном конкретном случае, процитировал Писание. См. статью "Авторитет Писания".

10:37 См. статью "Чудеса".

10:38 Отец во Мне и Я в Нем. Эту же мысль Иисус выразил словами "Я и Отец – одно" (ст. 30).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →