Комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов 18 глава

18:1 Коринф. Начиная с 27 г. до Р.Х. этот город был столицей Ахаии, провинции Римской империи. Он был расположен в семидесяти километрах к западу от Афин и находился на перешейке, соединяющем Аттику с Пелопоннесом. Хотя в период с VIII по VI вв. до Р.Х. Коринф был большим процветающим городом, он пришел в упадок и в 338 г. до Р.Х. был захвачен Филиппом II Македонским. В 196 г. до Р.Х. его взяли римляне, в 146 г. они же разграбили его в наказание за мятеж; наконец в 44 г. до Р.Х. он был восстановлен Юлием Цезарем. В новозаветные времена население Коринфа превосходило 200 тысяч человек и состояло из греков, вольных поселенцев из Италии, ветеранов римской армии, торговцев, правительственных чиновников, выходцев с Ближнего Востока, в том числе значительного иудейского контингента (среди развалин Коринфа была найдена часть надписи из иудейской синагоги) и множества рабов. Богатый, многолюдный Коринф был насквозь проникнут духом язычества и разврата. В городе было множество языческих капищ, а в южной его части стоял храм Афродиты. С V в. до Р.Х. выражение "вести себя по-коринфски" означало "быть развращенным".

18:2 Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его. Акила был уроженцем Понта, северной области Малой Азии. Имя Прискиллы часто упоминается перед именем ее супруга (Рим. 16,3; 2 Тим. 4,19); это, возможно, указывает, что она занимала более высокое общественное положение, чем он, или что она руководила их делом по изготовлению палаток.

18:6 отрясши одежды свои. См. 13,51 и ком.

кровь ваша на главах ваших. Ср. Мф. 27,25.

18:7 к некоторому чтущему Бога, именем Иусту. В подлиннике: "Титию Иусту". Римский гражданин Титий Иуст (оба имени – римские) был язычником, принявшим веру. Возможно, что он принадлежал к одному из семейств, отправленных на заселение Коринфа Юлием Цезарем, и есть основания отождествлять его с Гаием из Рим. 16,23, о котором сказано, что его крестил Павел (1 Кор. 1,14).

18:8 Крисп же, начальник синагоги. В качестве начальника синагоги Крисп отвечал за подготовку всего необходимого для богослужения. Этого Криспа (и, но, его домашних) крестил Павел (1 Кор. 1,14).

со всем домом своим. См. 16,15 и ком.; 16,31-33.

18:10 у Меня много людей в этом городе. Иисус заверяет, что труды Павла в Коринфе не будут бесплодны, потому что в этом городе живут принадлежащие Богу люди (т.е. те, кого Бог предназначил для вечной жизни; 13,48). Несмотря на то, что избранные в среде коринфян еще не приняли в полной мере Евангелие, поскольку еще даже не слышали проповеди Павла, они, тем не менее, уже принадлежали Богу.

18:12 во время проконсульства Галлиона в Ахаии. Лука совершенно точно называет административного главу этой сенатской провинции (Ахаии) проконсулом. Надпись, найденная в Дельфах, в Греции, упоминает Галлия, бывшего проконсулом в 52 г. по Р.Х.

18:13 не по закону. Т.е. в нарушение римского закона, запрещавшего исповедовать те религии, которых Рим официально не признал. Иудаизм был признан официально. Христианство первоначально рассматривалось как ответвление иудаизма, и было, таким образом, законной религией.

18:18 по обету. Хотя это выражение может быть отнесено к Акиле, вероятнее, что имеется в виду Павел. Поскольку назорейские обеты предполагали строгие обряды очищения, не осуществимые в языческих странах (Чис. 6,1-21), это был, вероятно, частный обет, данный Павлом в качестве благочестивого упражнения. Стрижка волос (которые оставались нестриженными на период обета) знаменовала завершение обета.

18:23 проведя там несколько времени. Т.е. в Антиохии. Вероятно, речь идет о нескольких месяцах – с осени 52 г. до весны 53 г. по Р.Х.

вышел. Это начало третьего миссионерского путешествия апостола Павла.

страну Галатийскую и Фригию. Павел начал с ближайших местностей в южной части Малой Азии, где он уже потрудился прежде.

Повторное посещение Асии и Греции (Третье миссионерское путешествие Павла, Деян. 18,23 – 21,16).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →