Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Иоанна, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Близость Первого послания Иоанна по языку, стилю и содержанию и Евангелия от Иоанна позволяет с полной уверенностью утверждать, что они написаны одним и тем же автором. Таким образом, решение проблемы авторства этого послания тесно связано с решением вопроса о том, кто был автором Евангелия от Иоанна (см. Евангелие от Иоанна. Введение: Автор). Несмотря на то, что формально оба эти произведения анонимны, т.е. в самом тексте имя автора не указано, нет никаких оснований подвергать сомнению традиционную версию, что автором является апостол Иоанн, сын Зеведеев. Иные гипотезы относительно авторства (некий Иоанн-пресвитер или Иоанн Марк) носят исключительно спекулятивный характер и не могут приниматься к рассмотрению. Подчеркнутая в начальных строках послания авторитетность свидетельства очевидца указывает на апостольское достоинство Иоанна (ср. Ин. 19,35; 20,3-8; 21,24).

Время и обстоятельства написания

Апостол Иоанн написал это послание, чтобы поделиться плодами своего духовного опыта с новым поколением христиан. Кроме того, он хотел предостеречь своих читателей от разных лжеучителей, не считавших Иисуса Христом, пришедшим во плоти (4,2.3). Такого рода лжеучения (что Христа Спасителя якобы надо отличать от человека Иисуса из Назарета, что Христос лишь по видимости был человеком и смерть Его была иллюзорной) появились еще самом начале истории христианства и получили название "докетизм" (от греч. слова "докео" – "казаться", "иметь видимость").

Некоторые исследователи полагают, что это лжеучение можно считать одной из разновидностей гностицизма – религиозного течения, которое связывало спасение с опытом личного эзотерического откровения (от греч. "гнозис" – "познание"). Скорее всего, речь идет о предшественниках гностицизма – докетах. Существует мнение, что в Первом послании имеется в виду вполне конкретный лжеучитель – Керинф из Малой Азии (конец I в. по Р.Х.). Древними толкователями Керинф причислялся и к гностикам, и к докетам, но в упоминаемом Первом послании Иоанна лжеучении мало тех идей, которые приписывались Керинфу, еще меньше оснований связывать это лжеучение с гностицизмом. Каких-либо иных подробностей полемики тех лет послании не содержится.

Признание Первого послания Иоанна наследием апостола позволяет датировать его годами жизни автора, вероятно, относящимися к двум последним десятилетиям I в. по Р.Х. О том, что Первое послание было написано позднее Евангелия от Иоанна, свидетельствуют три факта. Во-первых, частые упоминания о тех идеях, которые более ясно и подробно изложены в Евангелии от Иоанна; автор исходит из наличия Евангелия и знакомства с его содержанием читателей. Во-вторых, в Евангелии не отражен конфликт с докетами, ибо он возник позже. В-третьих, в послании нет и следов идеологического конфликта с "иудеями", который весьма заметен в первой половине Евангелия. Евангелие от Иоанна показывает созревание самосознания христианской общины как народа Божия, отличного от еврейского народа, тогда как Первое послание отражает период жизни общины, уже вполне утвердившейся, самостоятельной и уверенной.

Еще одно указание на время появления Первого послания Иоанна можно найти, сравнивая его с посланиями Игнатия Антиохийского, написанными ок. 110 г. по Р.Х., и посланием Поликарпа Смирнского, появившимся чуть позже. Эти послания свидетельствуют, что во время их написания церкви пришлось столкнуться с аналогичными лжеучениями, но уже гораздо более изощренными, чем те, о которых говорится в Первом послании Иоанна, поэтому его следует датировать временем, значительно ранее НО г. по Р.Х.

Характерные особенности и темы

Хотя традиционно Первое послание Иоанна принято относить к произведениям эпистолярного жанра, в нем отсутствуют черты, свойственные письмам (обращение, начальные приветствия, завершающие приветствия). С другой стороны, Иоанн обращается к читателям "Дети мои!" (2,1) и свидетельствует о том, что он пишет определенной группе людей, для него очень дорогих и близких. Тем не менее с другими посланиями НЗ его роднит наличие предостережений и наставлений.

Это послание можно назвать своего рода "завещанием" апостола Иоанна. Оно имеет три основные особенности завещания: краткий обзор жизни завещателя, нравственное назидание, а также предостережения и предсказания о будущем. Как и Павел, взирая на свою жизнь, Иоанн прежде всего говорит о преданности своему апостольскому призванию (1,1-3; Деян. 20,20.21). Увещания Иоанна, как и ветхозаветного пророка Самуила, содержат наставления служить истинному Богу и избегать идолослужения (2,3-5; 1 Цар. 12,14.15), но теперь уже в свете примера Иисуса Христа (2,6). И Самуил, и Иоанн придают большое значение исповеданию грехов, говоря о следующих за ним благословениях (1,9; 1 Цар. 12,10.11). Кроме того, Иоанн особо говорит о всеобщих обетованиях, основанных на ходатайстве перед Отцом Иисуса Христа, Праведника (2,1.2).

Содержание

I. Введение: явление жизни вечной (1,1-4)

II. Свет и тьма (1,5 – 2,27)

А. Мы должны ходить в свете (1,5 – 2,11)

1. Прощение грехов (1,5-10)
2. Исполнение заповедей (2,1-6)
3. Любовь к братьям (2,7-11)

Б. Избегайте греха (2,12-17)

1. Сила и крепость – в познании Отца (2,12-14)
2. Жизнь в любви Отчей (2,15-17)
3. Пребывание в Отце и Сыне (2,18-28)
4. Рождение от Бога – источник праведности (2,29 – 3,10)

III. Уверенность в победе (3,11 – 5,21)

А. Божия любовь выделила нас (3,11 – 5,5)

1. От смерти – к жизни (3,11-15)
2. Причастники истины (3,16-24)
3. Мы от Бога (4,1-6)
4. Мы любимы Богом (4,7-12)
5. Мы пребываем в Нем и Он в нас (4,13 – 5,5)

Б. Жизнь вечная в Сыне Божием (5,6-21)

1. Жизнь вечная засвидетельствована Богом (5,6-12)
2. Жизнь вечная обетована Богом (5,13-21)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →