Комментарии Женевской Библии на послание к Филиппийцам, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Автор называет себя Павлом (1,1). Ранняя церковь единогласно признавала авторство апостола Павла; этот факт в сочетании с множеством личных моментов, а также сходство этого послания с другими посланиями Павла неопровержимо подтверждают его авторство.

О том, как завязались отношения Павла с церковной общиной в Филиппах, рассказано в гл. 16 книги Деяния. Видение (Деян. 16,6-10) побудило Павла и его сотрудников отправиться в Филиппы (Деян. 16,12). За время этого краткого посещения Бог явил великие знамения, и была основана церковная община (Деян. 16,40) – первое детище Павла на Европейском континенте. В дальнейшем Павел посетил ее, по меньшей мере, дважды, дабы укрепить верующих (Деян. 20,1-6; 2 Кор. 2,13).

Время и обстоятельства написания

Павел пишет, находясь под стражей (1,12-30), но где именно – остается предметом разногласий. Одни считают, что он пишет из Ефеса, хотя в Деян., гл. 19 не упоминается, что Павел подвергался заключению во время своего продолжительного служения в этом городе. С большим основанием можно утверждать, что это послание было написано во время заключения в Кесарии (Деян. 23,23 – 26,32). Но, согласно древнему преданию, Павел, вероятно, писал Послание к филиппийцам во время заключения в Риме, описанного в Деян., гл. 28, примерно в 61 году. Отдельные моменты (Флп. 1,13 и 4,22) соответствуют, скорее, ситуации в Риме, а изложенное в 1,7-26 свидетельствует о судебном разбирательстве на высшем уровне. Наконец, в Деян. 28,16-31 (как и Флп. 1,12-14) говорится о том, что Павел свободно проповедовал во время своего заключения.

Филиппы получили название в честь Филиппа, отца Александра Македонского. Город лежал на Эгнатийской дороге, соединявшей восточные провинции с Римом, чем и объяснялось его стратегическое значение. Жители Филипп пользовались правами римского гражданства. Отсутствие в послании еврейских имен и ссылок на ВЗ указывает, что община в Филиппах состояла, главным образом, из язычников.

Послание исполнено радости и благодарности за то, что Бог совершает Свое спасительное дело среди филиппийцев, и за особые отношения, связывающие Павла с его адресатами. Содержание послания глубоко и серьезно. Филиппийцам грозят гонения (1,27-30), им приходится противостоять лжеучениям (3,2-21). Настроения внутри самой общины ослабляют свидетельство верующих перед лицом мира и их способность противостоять его нападкам (1,27 – 2,18; 4,2.3).

Характерные особенности и темы

1. Нежная любовь Павла к филиппийцам. Послание пространно свидетельствует об искренней любви, связывающей Павла и филиппийцев (1,3-8; 4,10-19). Церковная община в Филиппах неизменно оказывала апостолу Павлу поддержку в его служении и готова была страдать вместе с ним за Христа, что укрепляло Павла.

2. Радость. Несмотря на то, что Павел находится в заключении, в его послании звучит тема радости – однокоренные слова встречаются в послании шестнадцать раз. Такая радость основана на мире в Боге.

3. Триединство Бога. Словом "Бог" (греч. – теос) Павел именует Бога Отца (1,2; 2,11; 4,20). Излюбленное Павлом именование Иисуса Христа – Господь (греч. – кириос; 1,2; 2,11.19; 3,8.20; 4,23). С одной стороны, Послание к филиппийцам утверждает, что Отец и Сын единосущны. Отец и Сын обладают Божественным достоинством, поклоняться надлежит Им Обоим (2,6-11). Называя Иисуса Христа Господом, Павел отождествляет Его с Яхве, Богом Израиля. С другой стороны, называя Бога Отцом, а Иисуса – Господом, Павел свидетельствует о различии Лиц Божества. Святой Дух един с Богом Отцом (3,3) и с Иисусом Христом (1,19). Павел – убежденный монотеист и тринитарист одновременно.

4. Пример Христова смирения. В торжественном "гимне Христу" (2,6-11) верующим предлагается образец для подражания. До Своего воплощения Иисус Христос был "образом Божиим" (2,6). Тем не менее Он принял образ раба и умалил Себя, приняв человеческую природу и отказавшись от прерогатив Своего Божества. Однако, отказавшись от Своего Божественного положения, Он не лишился Божественной сути. Природа Его Божества проявилась в Его вочеловечении.

5. Оправдание благодатью через веру. Тем, кто предписывает соблюдение ветхозаветного закона как условия получения спасения, Павел указывает, что Бог определил Своему народу спасение через Его праведность, а не через стремление достичь собственной праведности. Хотя сам Павел тщательно старался соблюдать закон, он осознал, что полагаться на собственную верность закону греховно: это не позволяет доверяться Богу. Павел с отвращением вспоминает то, что прежде почитал своим преимуществом (3,7.8), и возлагает все свое упование на Христа (3,3.9).

6. Христианская жизнь. В Послании к филиппийцам много указаний, как на практике осуществлять христианскую жизнь. Подобно тому, как Христос стал рабом, так христиане становятся рабами Христа (1,1). Только тот, кто покорил себя Христу, обретает свободу любить других людей и служить им (2,3-5).

Павел подчеркивает необходимость соединения со Христом в Его смерти и воскресении.

В послании подчеркивается, сколь важно стремиться к цели – спасению. С полным доверием к Богу, призывающему его, Павел устремляется к небесной награде (3,13.14). Прилагая свои усилия, христианин осознает, что в нем действует Бог (2,12.13). Старания человека – то поле, где проявляется сила Божия.

Содержание

I. Приветствие (1,1.2)

II. Вступительное обращение (1,3-11)

III. Главная часть послания (1,12 – 4,20)

А. Истинность благовестия (1,12 – 2,30)

1. Благовествование и Павел (1,12-26)

а) Узы Павла (1,12-14)
б) Соперники по проповеди (1,15-18)
в) Ожидания Павла (1,19-26)

2. Благовествование и филиппийцы (1,27 – 2,18)

а) Призыв хранить единство (1,27 – 2,5)
б) Пример Христа (2,6-11)
в) Повторный призыв к единству (2,12-18)

3. Два труженика благовестия (2,19-30)

Б. Истина и ложь (3,1 – 4,1)

1. Благовествование обличает законников (3,1-11)
2. Уже достигнутое и то, что еще впереди (3,12-16)
3. Благовествование и непокоряющиеся ему (3,17 – 4,1)

В. Увещания (4,2-9)
Г. Благодарение (4,10-20)

1. Удовлетворенность всем (4,10-13)
2. Поддержка филиппийцев (4,14-20)

IV. Завершающие приветствия и благословения


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →