Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Тимофею 2 глава

2:1-15 Павел переходит к ряду наставлений, касающихся молитвы и почитания Бога, вероятно, в ответ на искаженные представления, распространяемые лжеучителями. В противоположность ограниченному подходу иудеев (ст. 7; ср. 1,7) Павел говорит о тех, за кого христиане должны молиться.

2:1 за всех человеков. Как видно из последующих слов ("за царей и за всех начальствующих"), это выражение не означает буквально "каждого человека", но, скорее, его надо понимать как "все категории людей".

2:4 Который хочет, чтобы все люди спаслись. Это не означает, что существует воля Божия на спасение каждого человека (т.е., что Бог спасает каждого). Смысл этих слов может означать, во-первых, что в безграничном милосердии Своем Бог не хочет погибели нечестивых грешников, и, во-вторых, что Бог хочет, чтобы были спасены люди всех родов и званий (см. ком. к ст. 1), таким образом, Бог находит избранных Своих везде, не ограничиваясь какой-то определенной категорий людей.

2:5 един Бог. Фундаментальное положение иудейской и христианской религий (Втор. 6,4; ср. Рим. 3,30; 1 Кор. 8,6; Гал. 3,20; Еф. 4,6).

един и посредник между Богом и человеками. Есть Тот, Кто выступает Посредником между Богом и людьми и примиряет их. См. статью "Посредническое служение Христа".

человек Христос Иисус. Здесь Павел сосредоточивает внимание на человеческой природе Христа, возможно, потому, что лжеучители отрицали, что Христос был поистине Человеком. Полнота человеческой природы Христа существенно важна для Его роли Посредника в исполнении завета благодати.

2:6 предавший Себя для искупления. Своей смертью на кресте Христос заплатил цену, необходимую для избавления людей от их грехов (Мф. 20,28; Мк. 10,45; 1 Пет. 1,18.19; Тит. 2,14). Таким образом, Он есть "един посредник" (ст. 5).

всех. Хотя значение смерти Христа безгранично по своей ценности, принесение Им Себя в жертву на кресте имело особый смысл для спасения избранных. Тот факт, что не все спасены, говорит, что Христос умер для спасения избранных. Таким образом, "всех" в данном стихе может относиться либо ко "всем родам людей" (т.е. спасение не ограничивается этническими рамками), либо к непреходящей ценности совершившейся жертвы Христовой. См. статью "Предопределенное искупление".

2:7 проповедником. См. 2 Тим. 1,11.

истину говорю во Христе, не лгу. Возможно, лжеучители подвергали сомнению призвание и миссию Павла.

2:8 мужи. В 1 Кор. 11,5 Павел исходит из того, что и женщины участвуют в молитве, при богослужении. Здесь же он рассматривает специфическую проблему, существовавшую в Ефесе.

на всяком месте. Эти слова, вероятно, относятся к общему богослужению.

воздевая чистые руки. Об этой форме молитвы см. Пс. 62,5; 140,2.

без гнева и сомнения. Необходимый душевный настрой во время молитвы (1,5).

2:9 со стыдливостью... многоценною одеждою. Павла заботят не сами одежды и драгоценные украшения, но состояние души тех, кто носит их (1 Пет. 3,3.4).

2:11 в безмолвии. Как явствует из 1 Кор. 11,5, Павел не запрещает женщинам молиться вслух, когда они участвуют в богослужениях. Скорее, Павел призывает к молчанию особого рода – в знак уважения к авторитету мужчин, поставленных учить и руководить в церкви (ст. 12).

со всякою покорностью. Эти слова не обязательно относятся только к нижестоящим, иногда Павел применяет их к женам (1 Кор. 14,34; Еф. 5,22; Кол. 3,18; Тит. 2,5), мужьям и женам (Еф. 5,21), детям (1 Тим. 3,4), рабам (Тит. 2,9), пророкам (1 Кор. 14,32), христианам (Рим. 13,1.5; 1 Кор. 16,16; Тит. 3,1), церкви (Еф. 5,24) и даже к Самому Христу (1 Кор. 15,28).

2:12 не позволяю. Здесь Павел использует свой апостольский авторитет, ограничивая право женщин на определенные виды деятельности, связанной с властными и учительными функциями.

властвовать над. В оригинале употреблено редко встречающееся греческое слово, которое означает, по-видимому, определенный уровень судебной или исполнительной власти. В Новом Завете оно встречается только здесь. Возможно, под влиянием лжеучителей некоторые из женщин заняли руководящие позиции внутри церкви, что Павел запрещал (ср. 1 Кор. 14,34).

в безмолвии. См. ком. к ст. 11.

2:13 Павел обращается к истории сотворения человека (Быт. 2,7.21.22), чтобы показать, что его запрещение не является новоВведением. Он использует подобный же аргумент в 1 Кор. 11,8.9, но затем смягчает его в ст. 11 и 12.

2:14 Павел вновь обращается к книге Бытие, на этот раз к истории грехопадения (Быт. 3,1-6). Его аргументация может показаться предвзятой, так как и Адам, и Ева – оба согрешили. Но аргумент Павла, что именно Ева была "обманута" змеем, – реакция на то, что лжеучителям в Ефесе удалось привлечь на свою сторону, прежде всего, некоторых женщин (5,11-15; 2 Тим. 3,6.7). В других же посланиях Павел безоговорочно возлагает ответственность за грехопадение на Адама (Рим. 5,12-19; 1 Кор. 15,21.22).

2:15 спасется. Вероятно, это не означает буквально: "будет спасена". Павел использует слово, означающее "избавление от греха", и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха.

через чадородие. Интерпретация этих слов "через рождение Младенца" (Иисуса) при всей ее привлекательности в теологическом аспекте крайне сомнительна. Павел явно еще раз обращается к книге Бытие, на этот раз к словам Бога о деторождении, сказанным Еве после грехопадения (Быт. 3,16).

если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Эта формула показывает, что Павел не считает деторождение достаточным условием спасения, потому что это противоречило бы доктрине об оправдании верою. Скорее, смысл этих слов в том, что тем женщинам в Ефесе, которые поддались обману лжеучителей, следует вспомнить о своем предназначении и особенно позаботиться о своем внутреннем духовном состоянии (1,5.19; 2,8-10).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →