Комментарии Женевской Библии на послание к Евреям 1 глава

1:1-4 Пролог освещает два временных периода, в которые Бог говорил к Своему народу: "издревле" (ст. 1) и "в последние дни" (ст. 2). Пришествие Сына отмечает настоящее время как "последние дни" периода спасения, обещанного через пророков (Иер. 23,20; Ос. 3,5; Мих. 4,1; ср. 1 Кор. 10,11).

1:1 Бог... говоривший. Основополагающая тема послания (2,2.3; 4,12; 6,5; 11,3; 12,25).

многократно. Повторяющийся характер пророческого откровения свидетельствует о его несовершенстве, так же, как повторяющееся жертвоприношение животных свидетельствует о недостаточности самой жертвы (10,1).

многообразно. Т.е. в видениях, снах и т.д.

1:2 в Сыне. Это откровение полнее и совершеннее того, что было дано через пророков. Моисей, величайший пророк, был всего лишь слугой в доме Отца, тогда как Христос является Сыном Отчим – "сияние славы и образ ипостаси Его (Отца)" (ст. 3). Сын говорит так же, как говорили пророки, но то, что Он говорит, является полным, абсолютным и окончательным откровением Божиим.

наследником всего. Величие Христа явственно откроется в конце человеческой истории, поскольку "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" (Кол. 1,16). Он – Первородный (ст. 6), Он – Тот, к Чьим ногам будут положены все враги Его (ст. 13). Поскольку Бог принимает нас через Христа и усыновляет, мы также наследники (сонаследники со Христом). См. ст. 14; 6,12.17; Рим. 8,14-17; Гал. 4,6.7.

чрез Которого и веки сотворил. Превосходящее все достоинство Сына открыто в творении, поскольку "Им создано все" (Кол. 1,16).

1:3 сияние славы. Греческое слово, переведенное здесь как "сияние", употреблено при описании персонифицированной Божественной Премудрости в неканоническом еврейском произведении "Книга премудрости Соломона" (Прем. 7,25-28). Однако в послании речь идет не о персонификации Божиих свойств, а о Божественной Личности, обладающей этими свойствами.

образ ипостаси Его. Это выражение предполагает единство Сына с Отцом и их раздельность как Божественных Личностей. Соответствуя во всем Отцу, Сын открывает Собою Отца, т.е. является Его откровением. Христос – образ Бога невидимого" (Кол. 1,15) – является Тем, в ком мы можем видеть Отца (Ин. 14,9; 2 Кор. 4,4-6).

держа все словом силы Своей. В начале времен Сын призвал творение к существованию (Кол. 1,17) и хранит его от разрушения и гибели до того дня, когда его словом все будет вновь поколеблено, все, кроме Царства Божия и наследников его (12,26-28).

очищение грехов наших. Разъясняется значение искупительной смерти Сына, как священнический акт очищения тех, кто призван в присутствие Божие (9,14).

воссел одесную (престола) величия на высоте. См. Пс. 109,1. Это выражение содержит указание на два аспекта превосходящей все славы Сына. Во-первых, "одесную" означает величие служения Христа, которое является вершиной праведности, небесной святости и не имеет аналогов на земле (8,1.2.5). Во-вторых, Он "воссел", поскольку Его очистительная (освятительная) работа, в отличие от священников-левитов, была сделана однажды и навсегда (10,11.12).

1:4 превосходнее Ангелов. Этими словами вводится ряд цитат из Ветхого Завета (ст. 5-14).

славнейшее... наследовал имя. Предвечный Сын принял человеческую природу (воплотился), чтобы спасти людей от греха и смерти (2,14.15). Теперь же, как воскресший Мессия, Он "открылся Сыном Божиим в силе... через воскресение из мертвых" (Рим. 1,4). Возвышение Христа, как новый этап Его мессианского и посреднического служения, и является свидетельством того, что Он стоит выше ангелов.

1:5-6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс. 2,7), пророков (ст. 5, см. 2 Цар. 7,14; в еврейской Библии книги пророка Самуила – Первая и Вторая книги Царств – относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор. 32,43).

1:5 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус – предвечный Сын Бога (Мк. 1,11; Ин. 3,16), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком (Пс. 2,7), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с "вождем спасения" (2,10; ср. 3,14 и ком.; Рим. 8,29).

1:6 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему (Лк. 2,13.14).

Первородного. Как и в Пс. 88,27, это слово выражает понятие "высший над всеми", но не "первый среди равных". В Исх. 4,22 это слово означает "избранный", "возлюбленный" (Кол. 1,15).

1:7 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также "ветер". Слово "огонь" ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10-12).

служителями. В отличие от Сына, ангелы – только слуги в доме Отца.

1:8-9 См. Пс. 44,6.7. Сын есть Бог, однако он отличается от Отца (Ин. 1,1).

1:9 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4,15; 5,8; 7,26.

1:10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком.

1:11 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7,3.23.24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10,34; 12,27.28; 13,14).

1:13-14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8,1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2,5; 2,10; 6,12; ср. 8,17.29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2,16; 1 Кор. 6,3).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →