Комментарии Женевской Библии на послание к Евреям 7 глава

7:1-28 Основная идея данного раздела – обетование, данное в Пс. 109,4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт. 14,17-20 и Пс. 109,4.

7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим – древнее название Иерусалима.

7:2 царь правды. Мелхиседек – имя, состоящее из двух слов: "мелек" (евр.) – "царь", "цедек" (евр.) – "праведность".

7:3 Существует предположение, что Мелхиседек – это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником "по чину Мелхиседека" (6,20) позднее – после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт., гл. 14, сказано, что Мелхиседек – живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус – царь Салима, – что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) – всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

7:4-10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4-6; 8-10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же – потомок Авраама (Чис. 18,21-29).

7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как "меньший", принес десятину, Мелхиседек, как "больший", благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что "он живет". Это свидетельство, содержащееся в Пс. 109,4, приводится автором в 5,6 и является основанием для аллюзии в 6,20 и 7,3.

7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о "предсуществовании" Левия.

7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4,8 и 8,7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в "последние дни" (1,2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, – составная часть закона и обслуживали именно его.

7:13-28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс. 109,4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим. 6,9.10).

7:19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6,17.18 и ком.

7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс. 109,4.

7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер. 31,31-34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как "поручитель" в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он – источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет – лучший.

7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью "Безгрешность Иисуса".

7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →