Комментарии Женевской Библии на послание к Евреям 12 глава

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под "поприщем" автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое "поприще" ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2,10.

совершителя веры. Как "совершитель" Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10,14; 11,40; 12,28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя "грехи всего мира", понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью – Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить "поругание от грешников" и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был "совершен" (воздвигнут) через страдания (2,10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5,8). Поэтому и усыновленные дети Божий, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12-13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч. 4,25-27; Ис. 35,3.4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим. 12,18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10,10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом "святость" подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит "быть с Богом", что является главной целью спасения (Откр. 22,4). См. также 1 Ин. 3,2; 2 Кор. 3,18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор. 29,18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божий (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто "потерян" безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на "поношение Христово", поскольку он видел конечную награду (11,26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого "блага" (Быт. 25,29-34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт. 25,31-34; 27,36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор. 21,17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Исаак, который и получил Божие благословение (Быт. 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт. 12,2.3; 27,29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт. 27,38; ср. 2 Кор. 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех – пренебрежение Божиим обетованием.

12:18-24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх – доминирующее понятие, связанное с Синаем – горой, на которой был дан закон (ст. 18-21). Блаженство и доверие – основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто "осязаемое", гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8,13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх. 20,19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11,13), взирают с верой на град будущий (13,14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10,19-22). См. статью "Небеса".

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются "первородными", посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью "Церковь".

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт. 4,10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9,12-15; 10,19-22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1,1-14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк. 10,20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий – Иисуса Христа (2 Кор. 9,15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор. 4,24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10,27).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →