Комментарии Жана Кальвина на послание к Филиппийцам 4 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Глава 4

1. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. 2. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. 3. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

(1. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. 2. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. 3. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.)

1) Итак, братия. Павел по своему обыкновению заключает поучение пламенными увещеваниями, дабы лучше отпечатлеть сказанное в душах слушателей. Ласковыми словами домогается он их благоволения, но это вовсе не лесть, а выражение искренней любви. Он зовет их своей радостью и венцом. Радуясь, что обращенные его трудами стоят в вере, он надеется, что Господь увенчает дела, совершенные под Своим водительством. Повелевая им «так стоять в Господе», Павел хочет сказать, что одобряет их нынешнее состояние. Хотя слово «так» можно отнести и к предыдущему учению, лучше толковать иначе: хваля их нынешний статус. Павел поощряет филиппийцев к дальнейшей стойкости. Постоянство свое они уже показали, но Павел, зная о человеческой слабости, считает необходимым последующее утверждение.

2) Умоляю Еводию. По общему мнению почти всех толковатлей, Павел хочет погасить неизвестный нам раздор между этими женщинами. Я не хочу по этому поводу спорить, но в словах Павла не видно оснований для подобного вывода. Из его свидетельства явствует, что эти женщины были самыми великодушными. Он приписывает им столько, что даже зовет своими соратниками по Евангелию. В их согласии была большая польза, а в раздоре – большая опасность. Посему Павел особо увещевает их к единомыслию. Следует отметить: всякий раз говоря о согласии, Павел добавляет «в Господе», указывая на его узы. Ведь вне Господа всякое сотрудничество проклято изначально. И нет ничего столь разделенного, что не мог бы соединить Христос.

3) Ей, прошу. Не хочу спорить о том, какого пола был его адресат. К мужчине ли он обращается или к женщине, я оставляю за скобками. Хотя довод Эразма чрезвычайно слаб. Он доказывает, что это – женщина, потому что Павел говорит здесь именно о женщинах. Словно затем он тут же не приводит в том же контексте имя Климента. Но я воздержусь от спора на подобные темы. Я лишь отрицаю, что за этим именем скрывалась жена самого Павла. Утверждающие это, цитируют Климента и Игнатия. Если бы их цитировали верно, я не презрел бы авторитет столь великих мужей. Но когда подсовывают сомнительные рукописи от Евсевия и подлог необразованных монахов, это не заслуживает доверия у здравых читателей. Итак, вникнем в саму суть, оставляя в стороне людские предубеждения. Павел, когда писал Первое Послание к Коринфянам, называл себя неженатым (1Кор.7:8): говорю неженатым и вдовам, лучше им остаться как я. Послание сие он писал в Ефесе перед уходом из этого города. Немного спустя он пришел в Иерусалим, где был заключен в узы и отослан в Рим. Всякий увидит, сколь неподходяще время для вступления в брак – когда вначале находишься в пути, а потом в узах. Добавь к этому, что Павел уже тогда, по свидетельству Луки, был готов к заточению и преследованиям. Мне известно, что обычно на это возражают, что Павел де, будучи женат, воздерживался от употребления жены. Но его слова звучат иначе. Он хочет, чтобы неженатые оставались в том же состоянии, что и он. А какое это состояние, если не безбрачие? Дабы доказать существование жены, приводят также 1Кор.9:1,5: Разве не позволено мне иметь жену? Но этот довод весьма неуместен и не нуждается в опровержении. Хорошо, допустим, что Павел был женат. Почему же тогда его жена находилась в Филиппах? Написано, что этот город он посещал не чаще двух раз. Вероятно, что там он не провел и двух полных месяцев. Кроме того, говорить здесь о жене весьма неуместно, так же, по моему мнению, как и о любой другой женщине. Но это я оставляю на суд читателей. Συλλαμβάνεσθαι (слово, употребленное здесь Павлом) означает принять одно и то же ради взаимной помощи.

Имена которых. Книга жизни – это список святых, предопределенных к жизни. Как и у Моисея (Исх.32:32). Этот список Бог хранит в Себе Самом. Посему эта книга – не что иное, как вечный совет, постановленный в Его сердце. Иезекииль зовет ее писанием народа Израильского, 13:9. Также в Пс.68:29 говорится: да изгладятся из книги жизни, и со святыми не будет числиться. То есть, пусть не числят их среди избранных Божиих, приписанных к Его Церкви и к Его царству. Если кто возразит, что Павел поступает дерзко, присваивая себе право говорить о божественных тайнах, отвечу: мы так или иначе можем судить по внешним признакам, коими Бог сопровождает тайное избрание. Судить постольку, поскольку вмещает наше восприятие. Итак, тех, в ком мы различаем сияющие признаки усыновления, мы до времени считаем детьми Божиими, покуда не откроются книги, полностью все проясняющие. Сейчас же только Богу надлежит знать Своих и отделять овец от козлищ. Но наше дело из любви считать агнцами всех, послушно покоряющих себя Христу, единому Пастырю, тех, кто собирается в Его овчарне и постоянно там пребывает. Нам надлежит ценить дары Святого Духа, особо ниспосылаемые избранным, дабы они стали для нас как бы печатью тайного избрания.

4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

(4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5. Самообладание ваше да будет известно всем человекам. Господь близко. 6. Не заботьтесь ни о чем, но во всем, в молитве и прошении с благодарением пусть желания ваши открываются Богу, 7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8. Наконец, братия мои, что только весомо, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только похвала, о том помышляйте. 9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.)

4) Радуйтесь в Господе. Увещевание, приспособленное к обстоятельствам данного момента. Ведь жизнь благочестивых весьма тревожна, отовсюду им угрожают опасности. Вполне возможно, что их одолевают нетерпение и скорбь. Итак, Павел, несмотря на смуту и угрозы, велит им радоваться в Господе. Действительно, духовные утешения, коими нас подкрепляет и веселит Господь, тогда должны прежде всего выказывать свою силу, когда весь мир склоняет нас к отчаянию. Из текущих обстоятельств можно вывести, сколь действенным были слова Павла. Ведь он сам мог быть причиной их печали. Если их устрашают преследования или узы, или изгнание, или смерть, то вот, апостол, который, будучи в узах, в самом пекле гонений, перед лицом смерти не только радуется, но и пытается ободрить других. Итог таков: что бы ни произошло, верные, имея Господа на своей стороне, имеют также достаточный повод для утешения. Повторение служит здесь усилению смысла. Павел как бы говорит: пусть радость в Господе будет у вас постоянной и незыблемой; пусть продолжается всегда, не только сейчас и сегодня. Действительно, этим наша радость и отличается от радости мирской, которую мы видим лживой, шаткой и преходящей. Христос даже объявляет ее проклятием (Лк.6:25). Итак, радость, имеющая основание в Боге, – это радость, никогда не покидающая нас.

5) Кротость ваша. Можно толковать двояко. Или Павел велит им скорее уступить в своем праве, чем дать кому-то повод жаловаться на жестокость и суровость. Он как бы говорит: пусть все, с кем вы имеете дело, почувствуют вашу справедливость и человечность. В таком случае известность означает личный опыт. Или же он увещевает их сносить все с мужеством и великодушием. Последний смысл мне нравится больше. Ведь το έπιεικές греки называют также уравновешенность души, когда не смущаются от обид, не волнуются из-за плохих обстоятельств, но сохраняют спокойствие и самообладание. Об этом говорит и Цицерон: спокойна душа моя, считая, что все для нее одинаково добро. Такую уравновешенность, представляющую собой как бы мать терпения, Павел и требует здесь от филиппийцев. Причем, явную для всех, приводящую к очевидным результатам. Слово же «кротость» не кажется подходящим. Ведь Павел не запрещает здесь надмевать-ся, но велит спокойно вести себя во всяком деле, усмирять себя, снося оскорбления и неудобства.

Господь близко. Упреждение, коим Павел встречает возможное возражение. Ибо плотский разум противится предыдущему поучению. От нашей сдержанности похоть отверженных только растет. И, чем большее терпение они наблюдают в нас, тем больше дерзают наносить оскорбления. Посему нам трудно сдерживать себя и пребывать в долготерпении. Отсюда пословица: среди волков надо выть. Тот же, кто ведет себя подобно овце, будет сразу же съеден. Посему мы заключаем: ярость нечестивых надо сдерживать таким же насилием, дабы они не оскорбляли нас безнаказанно.

Этим рассуждениям Павел противопоставляет упование на провидение Божие. Он говорит: Господь близко. Их дерзость победит сила Того, Чья благость побеждает их злобу. Он обещает, что так будет и с нами, если мы будем повиноваться его заповедям. Кто же не предпочтет скорее быть защищенным десницей Божией, чем всеми крепостями мира? Прекрасное высказывание! Из него мы прежде всего узнаем, что причина всякого нетерпения – незнание божественного провидения. Отсюда мы и приходим в волнение столь часто и по таким пустякам, отсюда часто отчаиваемся в своей душе. Оттого что не понимаем: о нас заботится Сам Господь. Наоборот, единственное умиротворяющее души врачевство, – когда мы знаем, что не подвержены превратностям судьбы и похоти нечестивых, знаем, что управляемся отеческой заботой Бога и полностью полагаемся на Его провидение. Значит верующий, зная, что с ним пребывает Бог, имеет нечто, на что можно опереться. Далее говорится о двух способах присутствия Господа: или когда грядет Его суд, или же когда Он готов оказать нам помощь. В последнем смысле и понимается здесь Его присутствие, как и в Пс.144:18: близок Господь ко всем призывающим Его. И смысл таков: положение благочестивых будет отчаянным, если Господь от них удалится. Но поскольку Он принял их под Свою опеку и охраняет Своей вездесущей десницей, они, укрепляя себя этой мыслью, не должны бояться ярости нечестивых. Заботу же довольно привычно понимать как беспокойство, рождающееся от неверия в божественную силу и поддержку.

6) Но всегда. У Павла стоит единственное число, однако средний род έν πκντϊ означает то же, что и во всяком деле. Ведь προσέυχή κκι δέησις – женского рода. Павел увещевает филиппийцев так же, как учат благочестивых Давид и Петр (Пс.54:23; 1Пт.5:7), переложить свои заботы на Господа. Ибо мы не столь тверды, чтоб не колебаться от искушений. Но утешение состоит в том, чтобы переложить или (говоря точнее) сложить с себя на плечи Господни все нас тяготящее. Упование дает спокойствие нашим душам, но только если мы упражняемся в молитве. Посему, всякий раз когда впадаем в какое-то искушение, будем всегда прибегать к молитве как к своему священному прибежищу. Прошения здесь понимаются как желания и обеты. Павел хочет, чтобы их приносили Богу через молитву и прошение. Верные как бы облегчают сердца перед Господом, вверяя Ему себя и все, что имеют. Те, кто ищет пустых утешений мира, кажется, также в чем-то получают поддержку. Но есть только одно надежное прибежище: положиться на Господа.

С благодарением. Многие часто молятся Богу неправильно, требуют и ропщут так, будто имеют справедливый повод на Него жаловаться. Другие не могут терпеть, если их желания не выполняются сразу же. Посему Павел соединяет с прошением благодарение, как бы говоря: надо желать от Господа необходимого для нас, но одновременно покорять Ему наши чувства и, выпрашивая, воздавать Ему благодарение. Действительно, благодарение приводит к тому, что воля Божия становится главным итогом всех наших желаний.

7) И мир Божий. Некоторые, переводя будущее время как желательное наклонение, неправильно делают из этого предложения просьбу. Ибо это обещание, в котором Павел показывает плод твердого упования и призывания Бога. Если будете так поступать, мир Божий соблюдет сердца ваши и помышления ваши. Писание обычно делит человеческую душу в отношении способностей на две части: разум и сердце. Разум означает понимание, а сердце – все чувства или же волю. Итак, эти два слова охватывают всю душу. И смысл таков: мир Божий сохранит вас, дабы вы не отошли от Бога из-за превратных мыслей и желаний. Павел говорит об истинном мире Божием, не зависящем от текущих обстоятельств, не шатающемся из-за разных мирских тенденций, но прочно и незыблемо утвержденном на Слове Божием. Истинны также его слова о том, что этот мир превосходит всякое понимание и разумение. Ведь больше всего человеческой природе противно надеяться в полном отчаянии; видеть богатство в полной нищете; в полном изнеможении не сдаваться; говорить себе, что ни в чем не имеем нужды, когда мы всего лишены; и все это из-за одной благодати Божией, познаваемой лишь через Слово и внутренний залог Духа.

8) Наконец. Затем следуют общие увещевания, относящиеся ко всей жизни. Во-первых, Павел расхваливает истину, которая есть не что иное, как целомудрие доброй совести со всеми своими плодами. Во-вторых, он хвалит весомость, или же святость. Ибо слово το σέμνον означает и то, и другое. Добродетель же состоит в том, чтобы мы жили достойно нашего призвания, вдали от всякой плотской нечистоты. В-третьих, Павел говорит о справедливости, относящейся к взаимному общению между людьми, дабы мы не обижали кого и не обманывали. В-четвертых, он называет чистоту, означающую чистоплотность во всех житейских вопросах. Но Павлу недостаточно и всего этого, если мы не будем стараться быть любезными для всех, насколько это позволено в Господе, и не будем иметь добрую славу. Ибо так я перевел слова προσφιλή κα'ι έύφημα.

Что только. То есть, что только достохвально. Ведь испорченные нравы ведут к превратным суждениям, и часто хвалят то, что порочно. Не подобает христианам добиваться славы перед людьми. Ведь им запрещено хвалиться чем-нибудь, кроме Господа. Итак, Павел велит не искать похвалу и одобрение своих добрых дел, не сообразовывать жизнь с суждениями окружающих, но лишь усердствовать в добром, заслуживающем похвалы. Дабы нечестивые и враги Евангелия, высмеивая и ругая христиан, были, однако, вынуждены хвалить их добрые нравы. Кроме того, λογίζέσθαι у греков означает то же, что у латинян «думать». Ведь сначала идет размышление, а уже затем дело.

9) Чему вы научились. Повторением этих слов Павел хочет сказать, что был настойчив в своей проповеди. Он как бы говорит: вот мое учение, мое предание, мое слово, которое вы слышали. Напротив, лицемеры настаивали на одних обрядах. И филиппийцам было бы стыдно покинуть святое установление, которое они впитали и на котором были взращены.

Видели во мне. Главное качество проповедника – проповедовать не только словами, но и жизнью, подтверждать учение добродетельностью дел. Посему Павел заслуженно видит авторитет своих увещеваний в том, что не только на словах, но и в жизни был вождем и учителем добродетели.

Бог мира. Ранее он говорил о мире Божием. Теперь же подтверждает сказанное, обещая, что Сам Бог будет творцом их мира. Ведь присутствие Божие приносит нам всякое благо. Он как бы говорит: вы почувствуете, что с вами будет Бог. Он все обратит вам во благо, лишь бы вы усердствовали в святых делах.

10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. 11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. 12. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. 13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. 14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

(10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде помышляли об этом, но вам не благоприятствовали обстоятельства. 11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. 12. Умею жить и смиряться, умею и выделяться; научился везде и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. 13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. 14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.)

10) Я весьма. Теперь Апостол изъявляет свою благодарность филиппийцам, дабы те не раскаялись в своей благотворительности. Так обычно происходит, когда мы считаем, что нами небрегут, ставя ни во что наши старания. Ранее через Епафродита они послали ему необходимую помощь. Но Павел свидетельствует, что тогда обрадовался не сильно. Он больше радуется сейчас, когда они с новыми силами взялись помогать ему. Метафора заимствована от деревьев, сила которых сокрыта в течение зимы, а весной распускается заново. Но вскоре Павел смягчает свои слова, добавляя оговорку. Дабы не казалось, что он обвиняет их в предыдущем небрежении. Павел говорит, что и до этого они проявляли к нему заботу, но обстоятельства не позволяли ему получить облегчение от их великодушия. Таким образом, вину Павел перекладывает на неблагоприятное время. Фразу έφ’ ω я отнес к лицу самого Павла. Ведь это прямой ее смысл, одновременно соответствующий контексту.

11) Не потому, что нуждаюсь. Вторая оговорка, упреждающая подозрение в малодушии и душевной надломленности. Павел говорит, что филиппийцы знают его постоянство и умеренность, составляющие для них пример жизни. Итак, он утверждает, что будет радоваться их щедрости, дабы терпеливее переносить свой недостаток. Нищета относится здесь к чувству. Ибо тот, кто довольствуется дарованным от Бога, никогда не будет нищ в душе. «Тем, что у меня есть». То есть, каким бы ни было мое положение, оно меня устраивает. Почему? Потому что святые умеют угождать Богу. Посему довольство они меряют не изобилием богатств, а волей Божией, которую познают из самого хода дел. Ибо они убеждены, что дела их управляются Его провидением и судом.

12) Умею жить. Затем следует перечисление, говорящее о том, что Павел готов к любому повороту судьбы. Благоприятные обстоятельства обычно надмевают душу, а противные – приводят в отчаяние. И Павел свидетельствует, что свободен от этих двух пороков. Умею – говорит апостол, – быть смиренным. То есть, терпеливо переносить смирение. Περισσεύειν помещено здесь дважды, но в первом случае означает «выделяться», а во втором – «изобиловать», соответствуя, таким образом, своим антитезисам. Тот, кто умеет трезво, умеренно и с благодарением пользоваться настоящим изобилием, будучи готов отказаться от всего, когда угодно Господу, кто уделяет братьям по мере возможности и при этом не превозносится, – такой действительно научился выделяться и изобиловать. Редкая и необычная добродетель, много большая добродетели переносить нищету. Пусть в этом умении упражняются все, желающие быть учениками Христа. Но одновременно пусть они привыкают переносить нищету, дабы, если придется, им не было слишком тягостно лишаться своего достатка.

13) Все могу. Ранее Павел хвалился чем-то великим, но дабы другие не приписали это гордыне и не получили повода для глупого возношения, добавляет, что эту крепость дал ему Христос. Все я могу, – заявляет Павел, – но во Христе, а не собственной силой; ведь Христос и есть Подающий мне крепость. Отсюда мы делаем вывод, что Христос и в нас будет сильным и непобедимым, если мы, осознавая собственную немощь, обопремся лишь на Его мощь. Говоря же «все», Павел имеет в виду то, что принадлежит его призванию.

14) Впрочем. Сколь разумно и осторожно действует Павел, следя за тем, чтобы ничем чрезмерно не увлекаться. Величественно проповедуя собственное постоянство, он и здесь проявляет осторожность: филиппийцы не должны думать, будто он бедствует. Теперь же он следит за тем, чтобы не казалось, будто он презирает их благодетельность. Это было бы не только бесчеловечным, но и чрезвычайно надменным. Одновременно он заботится о том, что, если кто другой из рабов Христовых окажется в нищете, они бы усердно ему помогали.

15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. 17. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. 18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. 19. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. 20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. 21. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. 22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома. 23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

(15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. 17. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. 18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. 19. Бог мой восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. 20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. 21. Приветствуйте всех святых во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. 22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома. 23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.)

15) Вы знаете. Думаю: это добавлено как извинение за то, что Павел часто принимал даяния от филиппийцев. Ведь если бы остальные церкви исполняли свой долг, могло бы показаться, что он брал от них слишком много. Посему, очищая себя от этого подозрения, Павел хвалит филиппийцев, и этой хвалой кротко щадит остальных. Нам также, по примеру Павла, надо остерегаться, что благочестивые, видя нашу склонность к принятию даров, могут счесть нас ненасытными. Вы, – говорит Павел, – и сами знаете. Он как бы намекает: нет необходимости приводить других свидетелей, ведь и сами вы знаете про это. Часто случается, что думающий, будто другие не исполняют свой долг, становится более щедрым в помощи. Так щедрость одних переходит к другим.

Подаянием и принятием. Павел намекает на денежные дела, состоящие из двух частей: подаяния и принятия. Подобает, чтобы они уравнивались во взаимной компенсации. Таков был способ обращения Павла с церквями. Преподавая им Евангелие, Павел брал с них обязательство восполнять его нужду. Как и другом месте (1Кор.9:11) говорит: если мы уделяем духовное, что великого, если вы воздаете плотское? Посему, если бы другие церкви помогали Павлу в нужде, они только бы исполнили свой долг, не давая ничего незаслуженного. Свое познание Евангелия они должны считать Его заслугой. Но Павел отрицает, что произошло именно так. Ведь церкви ничего ему не уделили. Сколь постыдная и недостойная неблагодарность небречь таким апостолом! Ведь они знали, что более чем ему обязаны! Наоборот, сколь велика скромность этого святого мужа! Он мягко и кротко сносит их бесчеловечность, не говоря ни единого сурового слова.

17) Не потому, чтобы я искал даяния. Павел снова устраняет подозрение в чрезмерной алчности. Филиппийцам не следует думать, что они должны исполнять обязанности за других, а Павел будет злоупотреблять их великодушием. Итак, Павел свидетельствует, что стремился не столько к своей, сколько к их пользе: когда я принимаю ваше подаяние, вам прибавляется ровно столько же, ибо эти расходы вы как бы записываете в счет долга. Смысл этих слов связан с уподоблением взаиморасчетам и компенсациям в денежных делах.

18) Я получил все, и избыточествую. Павел еще выразительнее подтверждает, что всем доволен. Он украшает их щедрость великой похвалою, говоря, что получил все. Без сомнения, посланная ими сумма была небольшой. Но Павел говорит, что изобилует от этих средств до полного насыщения. Однако следующая похвала еще превосходнее. Павел зовет их подаяние жертвой Богу. Угодной Ему и принесенной как благовонное курение. Лучше и не скажешь. Наши благодеяния – священные жертвы, которые Бог принимает из наших рук и благовонием которых услаждается. С той же целью Христос говорит: все, что вы сделаете одному из малых сих, мне сделаете. Но метафора, связанная с жертвой, делает это утверждение более выразительным. Она учит нас, что заповеданное Богом служение любви не только помогает людям, но представляет собой священный божественный культ. Как сказано и в Послании к Евреям: таковыми жертвами правильно почитается Бог. Горе же нашей лености! Бог милостиво приглашает нас к священнической чести и Сам вкладывает нам в руку жертву. А мы не приносим ее Ему, и то, что предназначено к святой жертве, не только употребляем на мирские дела, но и преступно тратим на бесстыднейший разврат. Ибо алтари, на которые следует полгать жертвы из наших средств, суть нищие и рабы Христовы. Пренебрегая ими, одни предаются разврату, другие – обжорству, а третьи – роскоши.

19) Бог мой восполнит. Другие переводят в желательном наклонении: да восполнит. И хотя я не отвергаю такой перевод, все же предпочитаю иное чтение. Павел подчеркнуто называет Бога своим, ведь Он приписывает и вменяет Себе все, что подается Его слугам. Итак, они истинно засевают поле Господне, от которого надо ожидать обильный и богатый урожай. И Павел обещает им награду не только в будущей жизни, но и в настоящей. Он как бы говорит: не думайте, что, помогая, вы истощаете себя. Бог, Которому я служу, обильно восполнит все, в чем вы будете нуждаться. Фраза «в славе» должна пониматься как «славно», «величественно», «великолепно». Но Павел добавляет «Христом Иисусом», во имя Которого все наши дела становятся угодными Богу.

20) Богу же. Возможно, это общее благодарение, коим Павел завершает свое послание, Или же оно относится к предыдущему предложению, к оказанной апостолу щедрости. Ибо то, что подали ему филиппийцы, он должен отнести на их счет, и признать, что помощь ему дана по милосердию Божию.

22) Приветствуют вас. В этом приветствии Павел сначала называет своих ближайших товарищей, а затем всех святых в целом. То есть, всю римскую церковь, но особенно домочадцев Нерона. Это достойно особого замечания. Ибо необычное милосердие Божие явлено в том, что Евангелие проникло в это логово всех преступлений и пороков. И оно тем более достойно восхищения, чем реже святость царствует в царских покоях. Предположение некоторых, что здесь имеется в виду и Сенека, лишено оснований. Ведь он ни малейшим намеком не подтверждает свою причастность к христианству. Кроме того, он не был из дома Кесаря, а служил сенатором и претором.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →