Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Премудрость, Мудрость

Премудрость, Мудрость

(WISDOM) Способность направлять сознание к полному пониманию сущности человеческой жизни и ее моральному совершенству. Премудрость или мудрость — это особое качество, необходимое для полноценной жизни человека; оно может быть обретено посредством обучения и работы ума. Божественная премудрость. Хотя по большей части премудрость в ВЗ относится к людям, вся она в конечном итоге исходит от Бога и имеет в Нем свои корни. Премудрость — одно из основных свойств Бога. Бог в премудрости Своей сотворил вселенную (Притч 3:19) и людей (Пс 103:24).

Так, премудрость, в ее положительном значении, — это нечто присущее Богу, отразившееся в творении, и одна из причин человеческого существования. Премудрость сотворения отражена в форме и порядке, возникшем из первозданного хаоса. Премудрость Бога отразилась в сотворении человечества, и это значит, что человеческая жизнь тоже должна быть упорядоченной и что значение жизни может быть найдено в мире творения, сохраняющем отпечаток Божьей премудрости. Премудрость Бога — творческая, она связана с Его замыслом и блага; это не просто интеллектуальная деятельность Бога. Потенциал человеческой премудрости коренится в сотворении человечества. Сотворенные Божьей премудростью, люди обладают внутренней богоданной способностью обрести премудрость. Так, невозможно понять, что такое человеческая премудрость, не поняв сначала, что такое божественная премудрость. Человеческая премудрость. По отношению к людям слово «премудрость» используется в ВЗ весьма разнообразно. Часто это слово практически является синонимом «знания», но в общем и светском использовании обычно указывает на практические знания, навыки и даже хитрость. Премудрость может быть определена как «совершенные умственные способности» или «совершенные умения»: мудрыми называются как хитроумие царя Соломона (3Цар 2:1-6), так и навыки ремесленника Веселиила (Исх 35:31).

Но слово это относится также к умственным способностям и навыкам, которые включают в себя моральную составляющую — способность распознавать и делать благо. Так, когда Моисей облек властью только что избранных судей, он выбрал людей мудрых, понимающих и опытных (Втор 1:13).

Такие люди считались мудрецами в Древнем Израиле. Человеческая премудрость в этом конкретном значении — не просто Божий дар, получаемый при рождении; она развивается сознательно в ходе жизни, в общении с Богом. Этот позитивный и особый вид человеческой премудрости не может существовать вне Бога. Частая тема Книг Премудрости в ВЗ: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч 9:10; см. также Иова 28:28; Пс 110:10; Притч 1:7; Притч 15:33).

Эта тема задает перспективу, в которой рассматривается подлинная человеческая мудрость, или премудрость. Во-первых, человеческая премудрость возможна только потому, что Божья премудрость присутствует в творении; потенциал этой премудрости существует лишь потому, что его создал Бог. Во-вторых, если человек хочет воспитать в себе премудрость, он должен начинать с Бога — с уважения к Богу и страха Божьего. Представление евреев о премудрости разительно отличалось от греческого. Ионические философы разработали потрясающую систему мысли, в которой не принималось во внимание существование божества. Их мудрость была основана только на человеческом разуме. Но премудрость у евреев, хоть она и предполагала развитие интеллекта и разума, как у греков, могла начаться только с Бога. Ум и способности даны человеку Богом; поэтому, какой бы светской ни казалась еврейская премудрость на первый взгляд, ее основа — Бог. Почитание Бога — а именно, признание факта, что Он существует, сотворил мир и играет роль в человеческой жизни, — лежит в основе развития еврейской премудрости. Человеческая премудрость, по представлению евреев, — это развитие ума, расширение знаний, понимание значения жизни и того, как она должна быть прожита. Это познание интеллектуально, но имеет внушительные моральные последствия. Люди ищут премудрость не ради нее самой, но всегда для ее применения в жизни, потому что жизнь — как и премудрость — это Божий дар. Этот акцент в еврейском представлении о премудрости означал, что добродетели мудрецов никогда не описывались только в интеллектуальном плане. Мудрецы представляли собой не интеллигенцию Израильского общества — как становится понятно из Книги Притчей, их жизнь отличалась пониманием, терпением, усердием, верностью слову, самоконтролем, скромностью и тому подобными добродетелями. Одним словом, мудрецы были богобоязненными людьми; их премудрость заключалась не в статичном уважении к Богу, но в сознательном развитии ума для достижения премудрости в контексте благочестивой жизни. На основании этого общего представления о премудрости в Древнем Израиле возникла особая группа людей — мудрецы. Хотя мудростью обладали не только они, они несли ответственность за рост и сохранение премудрости в Израиле. Мудрецы составляли один из трех классов религиозных деятелей. Первым из них были священники и левиты, обязанности которых прежде всего осуществлялись в контексте официальной религии. Они были служителями в храме, руководителями поклонения и выполняли определенные обязанности в сфере религиозного обучения. Вторым классом были пророки, глашатаи Бога перед Божьим народом. Третьим классом были мудрецы. С определенной точки зрения, их функции были наиболее светскими. Они выполняли ряд задач, от административных обязанностей до морального светского обучения. Как учителя морали, они наставляли молодых людей того времени, преподавали им правильный образ жизни. Кое-что из их программы обучения сохранилось в Книге Притчей. Книги Иова и Екклесиаста тоже содержат мысли мудрецов. Премудрость в Новом Завете. Слова «премудрость» или «мудрость» в НЗ обозначают как премудрость Бога, так и мудрость людей. Продолжение традиций ВЗ в НЗ отражено в использовании данного слова по отношению к Богу и в его позитивных коннотациях применительно к людям. Но в НЗ есть и негативные отзывы о человеческой мудрости. Так, Павел говорит, что его проповедь «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор 2:4).

Чисто человеческая мудрость — не заслуга, и Павел цитирует ВЗ, чтобы показать: Бог может лишить человека мудрости (1Кор 1:19; Ис 29:14).

Четкое разграничение благой и злой мудрости проводится в Послании Иакова (Иак 3:13-18).

человек, в жизни которого есть место ревности и эгоистичным амбициям, не обладает подлинной премудростью от Бога, но думает о земном и не духовен. Подлинная мудрость — дар Бога; такая мудрость «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак 3:17).

Так как премудрость прежде всего принадлежит Богу, она также отразилась в жизни и служении Иисуса. Иисус в юные годы возрастал в премудрости (Лк 2:40,52), и Его оппоненты, как и Его друзья, признавали мудрость Его учения (Мф 13:54).

Так как премудрость имеет своим источником Бога, подлинная духовная премудрость — Божий дар. Она проявилась в жизни и речах таких слуг Божьих, как Стефан (Деян 6:10) и Павел (2Пет 3:15).

О такой духовной премудрости, дающей человеку возможность полноценно прожить дарованную Богом жизнь, следует молиться для себя и остальных (Кол 1:9).

Центральная тема премудрости в НЗ — Благая Весть о распятом Христе. В 1 Послании к коринфянам Павел противопоставляет положительный и отрицательный аспекты премудрости, провозглашая смерть Иисуса Христа. Мир не знает Бога своей собственной мудростью (1Кор 1:21); то есть подлинное откровение о Боге и Его искуплении для человечества не открывается тем, которые ищут истину только силами собственной мудрости, а именно, посредством греческого подхода к мудрости и философии. Евангелие, провозглашавшееся в проповедях, с философской точки зрения было безумием. Однако Благая Весть Иисуса Христа обладает Божьей силой и Божьей премудростью (1Кор 1:24).

Иисус для верующих стал конечным источником той премудрости, которая может прийти только от Бога (1Кор 1:30).

Смотрите также: книги премудрости.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter