Комментарии Лопухина на Исход 11 глава

1–3. Приказание народу взять у египтян драгоценности. 4–10. Предсказание о десятой казни.

Исх.11:1. И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;

Исх.11:2. внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд].

Исх.11:3. И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа.

Если Исх.11:4-8 являются непосредственным продолжением Исх.10(см. выше), то в таком случае первые три стиха, содержащее рассказ об откровении Моисею о наступлении десятой казни (Исх 4.23, Исх 12.29-32) и об обстоятельствах исхода из Египта (Исх 3.21-22), очевидно, нарушают течение речи.

Ввиду этого некоторые экзегеты высказывают предположение, что содержащееся в них откровение падает на время перед последним объяснением Моисея с фараоном (Исх 10.24-29), а рассказ о нем помещен после (Исх 11.1-3) ввиду того, что им достаточно объясняется смелость ответа Моисея (Исх 10.29). Текстуальным основанием для такого понимания является перевод евр. «вайомер» – «сказал» (Исх 11.1) – давнопрошедшим временем. В частности, что Исх.11:1-3 не представляют нового откровения, возвещение которого требует и нового явления пред лицо фараона, это доказывается отсутствием в данном случае обычной формулы: «пойди к фараону и скажи ему» (Исх 7.15, Исх 8.1, Исх 8.20, Исх 9.1, Исх 9.13, Исх 10.1), которой начинается каждое новое откровение.

Исх.11:4. И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,

Исх.11:5. и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;

Исх.11:6. и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

См. ниже толкование 31–32 ст. 12 гл.

Исх.11:7. у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.

В то время как в земле Египетской раздастся вопль, среди израильтян будет наблюдаться полное спокойствие, никто и ничто не потревожит даже сторожевых собак (Иудиф. 11.19).

Исх.11:8. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ [твой], которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом.

О причинах такого действия 10-ой казни на фараона см. ниже в объяснении 31 ст. 12 гл.

Исх.11:9. И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской.

Исх.11:10. Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.

Обзор первых девяти казней заканчивается указанием на точное исполнение Моисеем и Аароном божественных повелений.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →