Комментарии Лопухина на книгу Иисуса Навина 21 глава

1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами.

Нав.21:1. Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых,

Нав.21:2. и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего.

Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина (Чис 3.17-20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис 35.1-8).

Нав.21:4. Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов;

Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия (Нав 14.2), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов (Исх 6.18), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея (Исх 6.20). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

Нав.21:5. а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов;

«А прочим сынам Каафа», т. е. младшей линии рода Амрама, состоявшей из дома Моисея и родам Ицгара, Хеврона и Узиила (Исх 6.18), достались по жребию города в уделах Ефремова, Данова и западно-иорданской половины колена Манассиина в количестве 10.

Нав.21:6. сынам Гирсоновым – от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов;

Нав.21:7. сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова – двенадцать городов.

Нав.21:8. И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию.

Гирсоново и Мерарино поколения получили прочие 25 городов в уделах других западно- и восточно-иорданских колен. Назначение 48-ми городов для Левиина колена, состоявшего по последнему счислению из 23-х тыс. мужеского пола (Чис 26.62), объясняется тем, во-первых, что города в Ханаанской земле были в то время невелики и состояли вообще из небольшого числа жителей, и, во-вторых, объясняется тем, что эти города занимали не одни священники или левиты, а вместе с ними жили в них и члены того колена, в уделе которого они находились, как это особенно видно из сказанного о Вефсамисе, бывшем священническим городом, жители которого, жавшие пшеницу, а затем принесшие всесожжение Господу, ясно отличаются от левитов, которые сняли Ковчег Господа и поставили его на большом камне (1Цар 6.13:15). При назначении городов Левиину колену принималось, конечно, во внимание и умножение его численности в последующее время. В некоторых из этих городов должны были также иметься дома для невольных убийц. Что касается числа священников, составлявших дом Аарона во время раздела Ханаанской земли, то оно с точностью неизвестно, но не может быть представляемо слишком малочисленным, состоявшим из Елеазара и Ифамара (Чис 3.2:25.7). Значительная численность их в то время видна из того, что во время перехода через Иордан священники не только несли Ковчег Завета, но и держали его на плечах во все то время, в которое совершался переход народа через Иордан, а при обхождении вокруг Иерихона, кроме священников, несших Ковчег Завета, было еще 7 священников, трубивших в юбилейные трубы. Первой книги Паралипоменон XXIV глава (1Пар.24:4) представляет ясное указание на то, что сыновья Аарона Елеазар и Ифамар, имели 24 сына, которые стали главами 24-х священнических родов, между которыми при Давиде распределено было служение при святилище. И так как в начале 2-го года по выходе из Египта (Исх 40.12-15, Лев.9.1:10.12) эти сыны Аарона были уже священниками, т. е. совершеннолетними, то через 40 лет и их дети были уже совершеннолетними и имели тоже детей. Через три поколения потомство Аарона должно было возрасти до нескольких сот лиц мужеского пола.

Нав.21:9. От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени:

Нав.21:10. сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый],

Нав.21:11. дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его;

Нав.21:12. а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.

Нав.21:13. Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы – Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее,

Нав.21:14. Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его,

Нав.21:15. Холон и предместья его, Давир и предместья его,

Нав.21:16. Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих;

Нав.21:17. а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья ее,

Нав.21:18. Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города.

Нав.21:19. Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Из 13-ти городов, доставшихся священникам, 11 были названы в предшествующих главах и указаны по месту нахождения их (Хеврон, Нав 10.3; Ливна, Нав 10.29; Иаттир, Нав 15.48; Ештемо, Нав 15.50; Холон, Нав 15.51; Давир, Нав 10.38; Аин, Нав 19.7; Юта, Нав 15.55; Беф-Шёмес, Нав 15.10; Гаваон, Нав 9.3; Гева, Нав 18.28). Из двух прочих городов «Анафоф» находился на час пути к северо-востоку от Иерусалима, на месте его в настоящее время мусульманская деревня Аната; с вершины холма, на которой расположена деревня, открывается широкий вид на Иорданскую долину и на заиорданские горы. «Aлмон», в настоящее время место развалины Альмит, в 20-ти минутах к северо-востоку от Анаты. Города, данные священникам, перечислены еще 1Пар 6.54-60.

Нав.21:20. И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова;

Нав.21:21. дали им город убежища для убийцы – Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,

Нав.21:22. Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города;

Нав.21:23. от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его,

Нав.21:24. Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города;

Нав.21:25. от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города.

Нав.21:26. Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять.

Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, Нав 17.7; Гезер, Нав 10.33; Беф-Орон – верхний (Нав 10.10) или нижний (Нав.16.3); Елтеке и Гиввефон, Нав 19.44; Аилон, Нав 19.42; Гаф-Риммон, Нав 19.45; Фаанах, Нав 12.21). Из прочих двух – «Кивцаим» остается неизвестным по своему положению. Что касается «Гаф-Риммона», данного Каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в Нав.21:24, признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца. В 1Пар 6.70 второй город, данный от полуколена Манассиина Каафитам, носит название «Билеам», по славянской Библии «Иевлаам», согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с «Иевлаам» по славянской Библии, как назывался «Ивлеам» по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину (Нав 17.11).

Нав.21:27. А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы – Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города;

Нав.21:28. от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его,

Нав.21:29. Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города;

Нав.21:30. от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его,

Нав.21:31. Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города;

Нав.21:32. от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

Нав.21:33. Всех городов сынам Гирсоновым, по племенам их, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Из «тринадцати» городов, данных поколению Гирсона, названия 9-ти городов ясно соответствуют указанным в предшествующих главах (Голан, Нав 20.8; Кишион, Нав 19.20; Давраф, Нав 19.12; Ен-Ганним, Нав 19.21; Мишал, Нав 19.26; Хелкаф, Нав 19.25; Рехов, Нав 19.28; Кедес в Галилее, Нав 19.37; Кедес и Хамоф-Дор, Хамаф Нав 19.35.). Прочие 4-е названия городов требуют объяснений. «Беештера» (Βοσορα, Βεεθαρα, «Веесфера́»; в переводе блаженного Иеронима Bosra) отличается некоторыми от Астарофа (Нав 9.10:12.4), как носящего другое название (у LXX-ти Ασταρωθ – слав. «Астаро́ф») и признается именно за Бостру, бывший главный город Гаурана, находившийся, по Евсевию (Ασταρωθ), в 31 римских стадий (ок. 43 верст) на восток от Астарофа. У Евсевия «Веесфера́», соответствующая библейской Беештере, отличается также, как можно думать, от Астарофа. При всем этом отождествление Беештеры с Бострой подлежит сомнению ввиду того особенно, что в 1Пар 6.71, где перечисляются города, данные поколению Гирсона, вместо Беештеры поставлено в еврейском тексте название Аштароф, т. е., название, какое носила столица Васанского царя по указанию Нав 9.10 и др. мест. Это, данное писателем кн. Паралипоменон, объяснение названия Беештеры должно, конечно, иметь большее значение, чем соображения, основывающиеся на древних переводах и осмотре местности. Беештера представляет, следовательно, несколько иное, но однородное по основе (имя богини Астарты), может быть, сокращенное (из слов бейт Аштера – дом Аштеры) название Астарова, который находился в пределах западно-иорданского колена Миниссиина, на месте нынешнего Тель-Аготер к северу от Иеромакса. «Иармуф» (Ρεμμαθ, Ιερμαθ, «Иермо́ф»), данный левитам от Иссахарова колена, представляет также иное несколько название того же города, который в Нав 19.21 указан под именем «Ремеф» (Ρεμμας, Ρεμαθ, «Рама́ф»). Основанием для такого отождествления служит явное сходство обоих названий, особенно по Ватиканскому списку, и то, что «Иармуф» и «Ремеф» в обоих местах библейского текста предшествуют названию города «Ен-Ганнима» – «Авдо́н» (Δαββων, Αβδων, «Авдо́н»), данный Асировым коленом, не значатся в перечислении городов этого колена. Мнение некоторых из комментаторов, что «Авдо́ну» соответствует названный в Нав 19.28 «Еврон», название которого вместо первоначального Авдон вошло в еврейский текст вследствие ошибки писца, не лишено основания; последнее состоит в том, что в 20 кодексах еврейского текста в Нав 19.28 читается Авдон. Место Авдона в настоящее время указывается недалеко от берега Средиземного моря, верстах в 6-ти на восток от Ахзива (Нав 19.29) в Абдэ, как называются развалины. «Карфан» (Θεμμων, Νοεμμων, «Ноеммо́н») неизвестен по своему положению.

Нав.21:34. Племенам сынов Мерариных, остальным левитам, дали: от колена Завулонова Иокнеам и предместья его, Карфу и предместья ее,

Нав.21:35. Димну и предместья ее, Нагалал и предместья его: четыре города;

Нав.21:36. [по ту сторону Иордана против Иерихона] от колена Рувимова [дан город убежища для убийцы] Бецер [в пустыне Мисор] и предместья его, Иааца и предместья ее,

Нав.21:37. Кедемоф и предместья его, Мефааф и предместья его: четыре города;

Нав.21:38. от колена Гадова: города убежища для убийцы – Рамоф в Галааде и предместья его, Маханаим и предместья его,

Нав.21:39. Есевон и предместья его, Иазер и предместья его: всех городов четыре.

Нав.21:40. Всех городов сынам Мерариным по племенам их, остальным племенам левитским, по жребию досталось двенадцать городов.

Из 12-ти городов, данных поколению Мерари, на западной и восточной сторонах Иордана, 10 городов названы в предшествующих главах (Иокнеам, Нав 12.22; Бецер, Нав 20.8; Иааца, Кедемоф, Мефааф, Нав 13.18; Рамоф в Галааде, Нав 20.8; Маханаим, Нав 13.26; Есевон, Нав 13.17 и Иазер, Нав 13.25). Остальные два города «Карфа» и «Димна» неизвестны по своему положению. В Нав.21слова в скобках «[По ту сторону Иордана против Иерихона... в пустыне Мисор]» не читаются в нынешнем еврейском тексте, в изданиях которого стихи Нав.21:36-37 опускаются или печатаются внизу под строкой. Но они находятся в переводе LXX-ти, в древнейших и позднейших его списках, на основании которых и переведены в славянской и русской Библии; в последней перевод следует тексту Александрийского списка. Что эти стихи находились первоначально в еврейск. тексте, это видно, кроме свидетельства перевода LXX-ти, из Нав 20.7, где говорится, что сыны Мерарины получили города от «колена Рувимова»; левитские города этого колена перечислены в указанных стихах.

Нав.21:42. При городах сих были при каждом городе предместья вокруг него: так было при всех городах сих.

[Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, которого он просил, Фимнаф-Сару дали ему на горе Ефремовой, и построил Иисус город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре.]

Поставленные здесь в скобках слова «[когда Иисус кончил разделение земли... в Фимнаф-Саре]» не находятся в еврейском тексте, а читаются в переводе LXX-ти, по древнейшим и позднейшим его спискам. Первая половина их представляет повторение сказанного в Нав 19.49-50; вторая – дополнение, сделанное греческими переводчиками. Во времена Оригена эта вставка находилась уже в списках перевода LXX-ти, как видно из сохранившегося в некоторых из них особого знака (овела), указывавшего на отсутствие составляющих ее слов в еврейск. тексте. Возможность опущения этих слов в позднейших списках еврейск. текста устраняется тем, что их нет в сирском переводе и в переводе блаженного Иеронима. Подтверждение сведений о ножах обрезания, положенных Иисусом Навином в Фимнаф-Саре, через открытие, которое сделано было в гробнице Анбие (Нав 19.50), оказывается недействительным; при отождествлении города Иисуса Навина с Кефар Хорес самая гробница его переносится в другое место и через это порывается связь с тем, что найдено было в гробнице Анбие. Ввиду этого приведенные слова перевода LXX-ти справедливо могут быть признаны за дополнение, сделанное греческими переводчиками на основании существовавшего в их время предания или сказания, которое они так высоко ставили, что присоединили в виде дополнения к библейскому тексту.

Нав.21:43. Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней.

Нав.21:44. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их.

Нав.21:45. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось.

Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение – со стороны Господа – данных Им израильскому народу обетовании: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх 23.29-30, Втор 7.22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитян из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (Нав 17.13).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →